Отошла ко Господу монахиня София (Ищенко)

1347

Еще в среду монахиня София (Надежда Константиновна ИЩЕНКО) участвовала в съемках программы «Реакция» на телеканале «Спас», активно общалась с другими выступающими.

Сюжет с ее участием назывался «Я очень хочу жить».

В субботу матушка София почувствовала себя плохо, стала задыхаться. За медицинской помощью обратилась в КБ №8. Там сделали КТ, но установление диагноза не помогло умирающей пациентке. В реанимации она ушла из жизни.

Последние 15 лет главным делом матушки Софии было проведение Международного Сретенского фестиваля в Обнинске. В этом году в конкурсной программе показали около 70 фильмов из 18 стран. А прислано их было более 300.

Те, кто был близок к матушке, не могут поверить в произошедшее.

Общественный совет при ОМВД по городу Обнинску выражает искренние соболезнования родным и близким в связи с кончиной Матушки Софии (Ищенко) – активного члена Общественного совета, просветителя нравственности подрастающего поколения.

«Она всегда стремилась бескорыстно помогать тем, кто нуждался в поддержке. Светлая память о Матушке Софии навсегда останется в наших сердцах,» – говорят обнинские полицейские, присоединяясь к соболезнованиям членов Общественного совета.

По материалам https://obninsk.name/news28471.htm

 

Господь да упокоит душу верной  Своей служительницы в обителях Небесных!

 

 

ПЕРСОНА

Ортодокс

Автор: Алексей СОБАЧКИН  16 января 2018  4931

Монахиня София (Надежда Константиновна Ищенко) считает себя ортодоксом. Для кого-то это слово чуть ли не ругательное. Но она не видит в своей ортодоксальности ничего дурного. Скорее, наоборот — в этом ее жизненная позиция и главный принцип существования. «Что означает «ортодокс» в переводе на русский? — улыбается она и сама же поясняет: — Приверженец правильной веры, то есть православия».

Монахиня София на дух не выносит либерализм. По ее мнению, он противопоставляет себя традиционализму: «Традиции надо хранить, а либерализм для них — главная угроза». Впрочем, такой взгляд на мир сейчас характерен для многих людей, живущих в России, и не является чем-то особенным. Так что, матушка, как сейчас говорят, в тренде.

Однако замечательны и интересны в любом человеке не взгляды, которые он исповедует и проповедует, а поступки, дела. Монахиню Софию до 2006 года в Обнинске знали лишь в православном образовательном центре «Вера. Надежда. Любовь» и в медицинском училище, где она преподавала психологию. Но тогда, в 2006-м, в городе прошел первый фестиваль православного кино «Встреча». В этом году он, давно обретший статус международного, пройдет в 13-й раз. Его бессменный президент — матушка София, теперь уже фигура общегородского масштаба. Снимаем шляпу.

Фестиваль

«Подготовка нового фестиваля начинается сразу же после церемонии закрытия очередного нашего кинофорума», — признается матушка София. Она каждую неделю получает несколько фильмов от желающих попасть в основную программу фестиваля, и все смотрит сама от начала до конца.

«С фильмами, которые «не наши», обычно все ясно сразу, — рассказывает монахиня. — Но бывают всякие ситуации. Вот, в прошлом году прислали фильм из Испании. Мне поначалу очень хотелось взять его, Испания — новая страна для нашего фестиваля. И герой фильма выглядел, как надо — он решил в своей деревне построить театр. Над ним смеялись, ему мешали, а он все равно упрямо шел к своей цели. Настоящий подвижник. И уже в конце фильма внучка его спрашивает: «Дедушка, а почему люди воюют?» А он отвечает: «Войны начинают православные и евреи»… Разве я могла пропустить такое на наш фестиваль? Или еще пример — недавно прислали добрую, хорошую молодежную комедию. Отечественное кино. Есть там эпизод: девушка и юноша выясняют отношения, их показывают по грудь, потом камера отъезжает, а парень оказывается совсем голый! Ну, зачем? Какой смысл? Я написала режиссеру, что я возьму его фильм на фестиваль, если он вырежет обнаженку. Но он пока не ответил».

Жесткое сито отбора обычно проходят около семидесяти фильмов из трехсот, присылаемых на фестиваль. Православное кино — это вовсе не обязательно про монастырскую жизнь или восстановление храмов. Кстати, последняя тема очень сильно утомила монахиню Софию, и ее можно понять — христианская жизнь храмостроительством не ограничивается, в ней есть место еще много чему. «Мы выработали понятные критерии, по которым кино признается православным — это христоцентричность, христианская этика и эстетика, — объясняет матушка София. — На наш фестиваль могут попасть и остросоциальные ленты. Я ничего не имею против фильма Быкова «Дурак», который мы показывали в нашем киноклубе «Око». Его главный герой живет по православному правилу «жизнь отдать за други своя». А фильмам Звягинцева места на нашем фестивале нет. Он все видит в черном цвете. В его фильмах нет света в конце тоннеля. Фильмы очень депрессивные. А уныние — один из самых тяжких грехов. Он сам в нем пребывает, и других туда же тянет».

«Встреча» в кинематографической среде известна. Ее гостями в разные годы становились Николай Бурляев, Валентина Теличкина, Алла Сурикова, Елена Цыплакова и другие известные всей стране актеры. Сюда хотят приезжать. Гостей здесь встречают сердечно, да и в программу фестиваля входят круглые столы, мастер-классы, поездки в знаменитые монастыри Калужской области. Это действительно встреча, в самом широком смысле слова.

Обнинский фестиваль небогатый, его бюджет всего 5 млн руб. Он проводится на казенные и спонсорские деньги, да и церковь, разумеется, помогает. Средств всегда не хватает. Была ситуация, когда монахиня на свое имя оформляла кредит под залог квартиры, фестиваль — это ее личное дело, ее служение. Или, как она сама говорит, послушание.

Началось же все с того, что ее как-то пригласили на маленький кинофестиваль «Семья России», где ей очень понравилось. Захотелось сделать в Обнинске нечто подобное. Отправилась с единомышленниками к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Тому идея понравилась, и он благословил. А это как приказ в армии — выполнять надо любой ценой.

Путь к Богу

Матушке Софии около 70-ти. Родилась она в Казахстане, родители — бухгалтеры. Семья была не религиозной, иконы в углу не висели, но и воинствующий атеизм не проповедовался. «В семье царил культ прекрасного, — вспоминает она. — Родители любили живопись, музыку. Я училась в музыкальной школе. Каждый год меня возили в Москву, мы ходили по музеям».

Как же получилось так, что обычная советская девочка, вырастя, стала глубоко религиозной? Оказывается, «виноваты» живописные шедевры. Сюжетов многих картин она не могла понять, а хотелось. Стала читать искусствоведческие книги — оказалось, это библейские сюжеты. «Я покупала каталоги выставок и музеев. Краткие описания картин стали, если можно так сказать, моей первой Библией, — рассказывает монахиня София. — Потом я поступила на факультет психологии Шадринского педагогического института. И там, когда начали изучать деятельность мозга, я задалась вопросом: «Как у человека формируется мысль?» Преподаватели мне объясняли ленинскую теорию отражения, но, в моем понимании, не все в нее укладывалось. Меня учили всему доброму, а однажды со мной произошел такой случай. Пришла в магазин, а продавец отлучился в подсобку, и возникло искушение воспользоваться этим и взять с прилавка что-нибудь. Я поборола эту мысль, но откуда-то она взялась? Это я потом поняла, что это дьявольское наущение было, но тогда четкого ответа от преподавателей не получила».

А в начале 80-х, как и у многих в интеллигентной среде, начались искания истины. Кто тогда не читал Рерихов и Блаватскую, не задумывался о Шамбале? Надежда Ищенко тоже через все это прошла, но душа не прикипела к мистике. А однажды в одном философском труде прочитала, что мозг — приемник. Эта мысль пронзила ее — вот где истина: «На этот приемник идет передача мыслеформ от двух источников — Бога и Дьявола». Так и сложилась картина мира. Осталось только прийти в храм.

…Умерла свекровь. И родственники сказали Надежде: «Ты больше всех в этом понимаешь, вот и иди в церковь заказывать панихиду». Пришла. Заказала. Только собралась уходить, как ее остановил вопрос свечницы: «А молиться кто будет?». Так и осталась. Оказалось — на всю оставшуюся жизнь. Посещение храма стало потребностью: «Каждое воскресенье наш Отец ждет встречи с нами. Как можно не прийти? Тем более, что эти встречи приносят большую радость».

Однако далеко не всякий верующий человек становится монахом. Матушка София считает, что женщина не должна жить одна. А ее дочь выросла, уехала в Москву, там вышла замуж. Когда в медицинском училище наступали летние каникулы, Надежда Константиновна уезжала в Тихонову или в Оптину пустынь трудницей — добровольной помощницей работала на кухне. И постепенно у нее вызрела мысль о монашестве. Когда сама обратилась с просьбой о постриге, ей ответили, что благословляет не священник, а Бог… Но прошло несколько лет, и при очередном посещении монастыря ей вдруг предложили постриг. Согласилась, не раздумывая. Так Надежда Константиновна стала монахиней Софией. «Некоторое время я жила в Шамординском монастыре, — рассказывает она. — А потом отец Илий, который меня постригал, сказал, что мое послушание — жить в миру и продолжать образовательную деятельность. К тому времени я уже была заместителем директора центра «Вера. Надежда. Любовь» по образованию и культуре. Он мне велел вернуться в Обнинск и работать с детьми».

…Внуку матушки Софии 10 лет. Она завидует ему: «Он родился в православной семье, и присутствие Бога в его жизни естественно. Мой же путь был труден, через всякие завалы и тернии. Ему будет легче жить, чем мне».