Престольное торжество в Нижних Прысках

618

19 августа в храме Преображения Господня села Нижние Прыски отметили престольный праздник. Накануне вечером было совершено Всенощное бдение. Богослужения совершил настоятель храма иерей Тихон Худяков в сослужении иерея Симеона Худякова и диакона Валерия Волкова. На службах пели два хора храма, правый мужской под управлением Петра Кузницына и левый смешанный под управлением Екатерины Юрель. По окончании праздничной Литургии состоялся крестный ход вокруг храма и освящение плодов. На могиле покойного настоятеля храма митрофорного протоиерея Леонтия Никифорова священнослужителями и прихожанами была совершена заупокойная лития.

Накануне перед вечерним Богослужением были освящены хоругви главного иконостаса храма вышитые в Троице Сергиевой Лавре специально для престольного праздника. В работе мастера использовали образа Воскресения Христова и Умиления Божией Матери живописного исполнения находящиеся в самом храме. Так же для вышивки использовались орнаменты из живописи центрального предела.

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Храм Преображения Господня села Нижние Прыски построен в 1781 году, как записано в клировой ведомости, иждивением землевладельца Ртищева. Предположительно архитектором является П. Г. Никитин. Центральный престол освящен в честь Преображения Господня, боковые приделы – во имя святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы. Сохранились дореволюционные иконостасы, иконы и живопись. В храме находятся ковчеги со святыми мощами святитиеля Николая Чудотворца, праведного Симеона Богоприимца, святаго Предчети и Крестителя Иоанна, великомученика и целителя Пантелеимона и множества других угодников Божиих пожертвованные храму схиархимандритом Илием (Ноздриным),чудотворный образ пресвятой Богородицы Умеление, явленный в начале 90-х годов и изливающий благодатные чудеса и поныне, икона Божией матери Взыскание погибших написанная на средства жен и матерей воинов подвизающихся на полях I мировой войны, уникальная икона работы Денисова Уральского Преображения Господня выполненная из уральских самоцветов и множество других уникальных святынь. Храм является ближайшим по расположению к монастырю Оптина пустынь на расстоянии около полутора километров. В его стенах молились Оптинские старцы Амвросий, Иосиф, Анатолий (старший), Исакий I – заезжавшие сюда по дороге в Шамордино, Великий князь Константин Константинович Романов со своим семейством, Великая княгиня Елизавета Федоровна. А также посещали храм и расположенную рядом с ним барскую усадьбу деятели культуры своего времени такие как Гоголь, Достоевский, Аксаков, Карамзин, Репин, Толстой. Молитвенная жизнь храма практически не прерывалась. Здесь служили в свое время новомученики и исповедники Церкви Русской: преподобномученики Гурий (Самойлов) и Евтихий (Диденко), а также иеромонах Арсений (Мельников), составивший хор храма из братии Оптинского монастыря. С 1963 по 2018 г. г. настоятелем храма являлся митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров, снискавший к себе не проходящую и поныне любовь его благодарных духовных чад и прихожан, приезжавших к нему не только со всей России, но и из-за рубежа. Он поистине стал для всех них «пастырем добрым, полагавшим душу свою за овцы».