Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Людиново

Казанский собор в Людиново был освящен в 1820 году. 12 марта 1929 г. на заседании Людиновского горсовета ставится вопрос о закрытии Казанского храма. 14 февраля 1930 г., под праздник Сретения Господня, храм был занят военными.

Во время оккупации города немцами Казанский собор был открыт, в нем служил протоиерей Викторин Александрович Зарецкий.

В 1993 году начался сбор подписей о возвращении храма. 16 июня 1999 г. храм был передан Калужской епархии.

В 1750 году Никита Никитович Демидов владелец железоделательного завода покупает у графа Аркадия Ивановича Бутурлина д. Людиново Батоговской волости Брянского уезда (впервые упоминается в 1626 г., в «Мещовских писцовых книгах» как владение князя Юрия Андреевича Звенигородского «из дворцовых сел»). И в том же году принимает решение строить деревянную церковь в честь пророка Божия Илии «огненновосшедшего» на небо, почитаемого как покровителя «литейного дела». В 1761г. к храму пристраивается придел в честь пророка Божия Елисея, сподвижника и ученика пророка Илии, в связи с увеличением количества работников на заводе.

 

В 1802 г. Петр Евдокимович Демидов (внук Н.Н. Демидова) чуть севернее старого деревянного храма начал строительство нового каменного трехпрестольного собора с каменной колокольней. Главный престол храма был устроен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (левый) в честь святителя Николая Чудотворца, а правый (южный) в память первого деревянного храма – в честь св. пророка Божия Илии. Завершение строительства и освящение храма произошло в 1820 г. уже при новом владельце Людиновского и Сукремльского железоделательных заводов – Мальцове Иване Акимовиче (1768 – 1853гг.).

В целом, внешняя, архитектурная часть храма первоначально была выдержана в стиле «русского барокко», позже, примерно в 1850 годы, храм был расширен и перестроен в типично классическом стиле XIX в. Уникальными же особенностями внутреннего убранства храма были:

Во-первых – это великолепный хрустальный иконостас всех трех алтарей, выполненный как бы заедино. А также хрустальный престол главного алтаря с красивой резной деревянной сенью над ним, и четыре замечательных церковных «паникадила» со множеством хрустальных подвесок (одно пятиярусное в центре, второе среднее в притворе, и два поменьше в боковых приделах).

Во-вторых – это удивительная и нехарактерная для русских храмов колоннада двухъярусных «балконов – галерей» вдоль всей западной стены храма, из ребристых литых чугунных колонн с коринфскими капителями. По-видимому, балконы были устроены для увеличения «вместимости» призаводского храма.

В таком благолепном виде Казанский собор сохранился до самого его закрытия в 1930 г. Помещения храма стали использоваться под склады Центрального рабочего кооператива и Райплодсоюза, а ценности переданы по описи в Госбанк, что стало с иконостасом неизвестно. Часть икон разобрали верующие, но большинство их было уничтожено.

Примерно с 1933 г. кроме складов, перенесенных в восточную часть храма, в его западной части устроили кинотеатр, отделив его деревянной перегородкой. Так было до самой войны.

В 1940 году колокольня была разобрана до первого этажа, (это была I реконструкция храма) других изменений в архитектуре не было. Это позволило оккупационным властям с весны 1942 г. разрешить в соборе совершение богослужений.

14 февраля 1943 года восточная часть храма сгорела. Говорили разное, но вероятнее всего из-за неисправности дымоходов. Совершал богослужения в этот период настоятель Лазаревского кладбищенского храма протоиерей Викторин Александрович Зарецкий (1898-1944 гг.), который стал фактически последним настоятелем Казанского собора.

Город был освобожден 9 сентября 1943 г., и в 1945 г в западной части храма, уцелевшей после пожара, вновь был устроен кинотеатр. Для этого трапезную часть отделили от центральной подкупольной части храма кирпичной стеной, заложили оконные проемы кирпичом.

В результате II–й реконструкции (1955 – 1957г.) в восточной части храма были разобраны алтарная апсида с колоннами и барабан храма с опорными столбами и колоннами, сделан вход в здание с востока, т.е. через алтарь. Вся восточная часть была разделена на два этажа ж/б перекрытием, изменены также проемы окон из арочных в прямоугольные.

Во время III-й реконструкции (1964 – 1966г) окончательно разобрали (до фундамента) остатки колокольни с 12 колоннами и вместо нее сделали глухую «П»-образную стену. Убрали «балконы-галереи» на чугунных ребристых колоннах и арочный потолок, вместо него сделали прямое перекрытие на всю ширину трапезной части с фермами из лиственницы, с подшитым потолком, экран был перенесен на запад. Были засыпаны все подвалы. В бывшем храме кроме кинотеатра разместились музыкальная школа (позже библиотека), отдел культуры, кафе-бар.

Вместо красивого здания храма в стиле классики XIX века получилось типично советское сооружение общественного пользования, что называется «без особых излишеств».

В таком виде здание храма и было возвращено Русской Православной Церкви 16 июня 1999 г. Первая Божественная Литургия в возвращенном храме, после некоторых подготовительных работ была совершена архиерейским чином. Соборное богослужение возглавил Архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов), викарий Калужской епархии.

Указом правящего архиерея – Архиепископа (ныне Митрополита) Калужского и Боровского Климента (Капалина) от 26 июля 1999г. настоятелем Казанского собора г. Людиново назначен, переведенный из Юхновского Казанского собора, уроженец Людиновской земли, иерей (ныне протоиерей) Алексий Жиганов.

При соборе создан и работает музей народного быта.