В Нижних Прысках молитвенно почтили память святителя Иоанна Шанхайского

528

2 июля 2020 года в храме Преображения Господня состоялась Божественная Литургия в честь памяти Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца.

Накануне было отслужено всенощное бдение в приделе святителя Николая. Богослужение совершил иерей Тихон Худяков, настоятель храма Преображения Господня.

Почитание Святителя Ионанна Шанхайского в Нижних Прысках началось еще с середины 80-х годов, когда одним из духовных чад отца Леонтия Никифоровна были перевезены в Россию и переданы в храм частицы подрясника и мантии святого угодника Божьего. Еще за десять лет до прославления Святителя в России выходил печатный труд «Святитель русского зарубежья вселенский Чудотворец Иоанн» издательства «Православный Паломник» с рассказами о чудесах, происходивших по молитвам святому у прихожан Преображенского храма.

После прославления в 2008 году в храме регулярно совершаются богослужения в его память.

Еще за десять лет до прославления Святителя в России выходил печатный труд «Святитель русского зарубежья вселенский Чудотворец Иоанн» издательства «Православный Паломник» с рассказами о чудесах, происходивших у прихожан Преображенского храма по молитвам Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Ниже представлено несколько рассказов из книги.

Рассказывает отец Леонтий:
«Святитель Иоанн — это Николай Чудотворец наших дней. Я прочитал книгу «Блаженный Иоанн Чудотворец» и был просто до глубины души тронут и благодарил Бога, что Господь нам послал ещё одного великого, как и Чудотворца Николая, в те далёкие времена, и в наш век такого великого чудотворца послал. Да, это был такой потрясающий человек, и я к нему часто обращаюсь и прошу его святых молитв и благословения, помощи от него прошу. Акафист ему у меня есть: «Скажите народу, хотя я и умер, но я жив» [Кондак 13] — так трогательно, действительно — живой. Надо только сильную веру к нему иметь, расположение души, и Господь помилует за его молитвы.
Конечно, он заслуживает, как святой, поминовения за здравие на молебнах. Тем более Русская Зарубежная Церковь признала его святым, канонизировала — после этого мы и стали ему молебны служить: как его за упокой поминать, у меня не укладывается в голове, и в душе моей не укладывается, на заупокойных литиях я его не поминаю. Старцы Оптиной Пустыни ещё не были прославлены, а я их поминал на молитве — когда Великим Постом на Великом повечерии возглашают: «Вси святии, молите Бога о нас», я поминал храмовых святых и прямо говорил: «Старцы Оптиной Пустыни, молите Бога о нас», — и хор пел это на всю церковь. Я не называл их святыми, а просто обращался, чтобы они услышали нас и молились за нас, грешных. Придёт время, и о прославлении святителя Иоанна официально объявят наши духовные власти — я думаю так и жду, когда Патриархия его прославит: на церковных службах, когда перечисляются святые, я его пока не поминаю, только на молебнах. И я так считаю, что он святой, благодатный Владыка, ему молиться только надо. Мы в церкви служим ему молебны с акафистом, когда заказывают прихожане, моя матушка и некоторые другие, как местночтимому святому — это наше отношение к нему как к святому, за упокой мы уже его не поминаем — это величайший святитель нашего времени».

Рассказывает Тамара Ивановна, матушка отца Леонтия:
«Книгу «Блаженный Иоанн Чудотворец» первой у нас прочитала дочка Оля. Прочитала, и говорит: «Это чудная книга, это словами нельзя выразить — это надо чувствовать». Потом пришла к нам знакомая, Ирина Николаевна, — она в нашем храме поёт на клиросе, когда приезжает на свою дачу: «Дай, говорит, мне, Олечка, почитать».
Для нас-то Владыка — всё-таки вроде и заграница, вроде мы его только узнали, но мы к нему прилепились ничуть не меньше, чем, скажем, к святителю Николаю. Так что на нашем уголочке святитель Иоанн — помощник наш, мы уже без него не можем. Стоит в святом углу его иконочка, и акафист ему читаем без конца — я скучаю, если не почитаю ему акафист. Нет возможности весь акафист прочесть — молитовку.
Я молюсь Святителю, я ему верю, я его люблю. И когда мне трудно, я подхожу и прошу его, и смотрю — он мне помогает. Самый маленький пример вам приведу. В прошлом году я болела, да сильно — простыла и всю зиму проболела, весь Великий Пост. Уже и до Пасхи остаётся несколько деньков, а я не могу выйти в церковь. Что делать? Я свесила ножки на кровати и заплакала. Поплакала-поплакала, и начинаю прямо беседовать с владыкой Иоанном. Прошу Владыку, чтобы он мне помог, силы дал: скоро Пасха, и как там батюшка будет мучиться — с кем-то петь, читать, и надо же править службу, и всё такое. И что вы думаете? Я взяла акафист, я не ожидала: просто почитала акафист, и чувствую — к обеду у меня появляются силы. Так, незаметно, но чувствую, я могу даже двигаться, ходить, что-то даже делать. Потом я встала, пошла, начала по дому хлопотать, обед готовить. Затем решила, что я к вечеру, пожалуй, в храм пойду, на чтение Двенадцати Евангелий. И пошла — это же надо! Так я провела и службу Пасхальную.
Разве это не чудо, когда ты голову не можешь поднять с постели, — а тут вдруг как-то незаметно входит сила. Владыка мне очень помогает, во многом. Наша семья почитает святителя Иоанна, как святителя Николая. И мы довольны, что Господь нам его послал, довольны, что он пришёл к нам в Россию — молиться за нас, грешных».

Рассказывает Ольга Леонтьевна, дочь отца Леонтия:
«В 1981 году я вышла замуж за человека, который по работе часто бывал за границей. И вот однажды, в год тысячелетия Крещения Руси, муж посетил собор «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско, был в усыпальнице и привёз «Летопись почитания архиепископа Иоанна (Максимовича)» с фотографиями святого. С первых страниц мне полюбился Владыка, а впоследствии мы обнаружили, что впервые встретились с мужем в день кончины владыки Иоанна, 2 июля. И почитаем его своим покровителем и ближайшим помощником.
Вскоре по прочтении книги, в начале беременности четвёртым ребёнком, я подняла тяжёлый ящик с овощами, отчего возникли сильные боли в пояснице. У меня хроническое заболевание почек, поэтому я очень испугалась последствий, но после молитвенных просьб к Владыке ощутила облегчение. Родившийся мальчик радует нас своим благостным характером и мудрым умишком, и всегда, когда читаем акафист Владыке, выстаивает его до конца, как бы ни устал. Сейчас малышу идёт шестой год.
Лет пять назад мы были утешены присланным нам кусочком от мантии владыки Иоанна. А два года назад я купила детям небольшие крестики-мощевички и вложила туда по кусочку мантии, так как трое старших самостоятельно ездят в школу на метро с двумя пересадками в час пик, и поручила их Владыке. Спустя несколько дней старший сын с опозданием вернулся из школы и с порога сказал: «Мама, извини меня, я попал под машину и сейчас меня привёз отец одного ученика». Оказалось: Ваня переходил дорогу напротив школы и, споткнувшись на разделительной полосе, упал головой под колёса несущейся машины. И просто чудом машина не раздавила голову. По милости Божией отделались сотрясением мозга. Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что это помощь Владыки, которому я поручила своих детей, как в своё время поручила меня, пятнадцатилетнюю девочку, моя мать Иверской
Божией Матери, оставляя одну учиться в Москве.
В начале зимы 1995 года я получила участок земли. Наша духовная мать благословила строить дом за городом, так как наши дачные крохотные комнаты и три сотки земли стали слишком тесными для семи человек. Денег на строительство дома у нас не было — на еду едва хватало. Тогда я просто обратилась к Владыке: «Помоги выполнить послушание!» И мы стали каждый день всей семьёй читать акафист владыке Иоанну. Тут неожиданно всё стало спориться. Нам дали взаймы денег, а затем вдруг удалось быстро продать свою часть старого дома, да ещё безвозмездно помогла тётушка. На удивление, и строительство ладилось, и строители были довольны своей работой — в два месяца был построен очень аккуратный домик, даже забор поставили.
Всех примеров благодатной помощи и не перечесть. Однажды я отругала среднего сына за очередную двойку по русскому языку, а через некоторое время увидела, что он со слезами читает акафист Владыке, чем была несказанно тронута, так как убедилась, что ребёнок в десять лет уже твёрдо знает, к кому нужно обращаться в трудную минуту. И действительно, после прочтения акафиста мальчик прекрасно понял сложную тему по русскому языку.
Может быть, к моему рассказу кто-то отнесётся скептически — простите, если не смогла передать словами того, что испытала. Но то, что я Владыку чувствую порой как главного члена семьи — это факт. Часто просто пожалуешься на какое-то искушение, и тут же чувствуешь утешение и ответ на непонятное. Мы с детьми каждый день заканчиваем вечерние молитвы тропарём и величанием владыке Иоанну. И часто слышу от детей на житейские затруднения: «А ты почитай акафист владыке Иоанну».
Вся наша семья бесконечно благодарна великому угоднику Божию, последних времён Чудотворцу (может поэтому он нам так особенно близок) святителю Иоанну. Очень желали бы служить ему благодарственные молебны — после прославления Владыки в Америке рука не поднимается писать его имя о упокоении, так как мы более чем уверены, что он живой святой и всегда с нами».

Рассказывает искусствовед на пенсии Ирина Николаевна Соловьёва-Волынская (25 лет заведовала творческой секцией Союза художников России):
«Весной 1994 года дочь отца Леонтия, нашего священника в селе Нижние Прыски Калужской области, дала мне почитать книгу «Блаженный Иоанн Чудотворец», составленную иеромонахом Серафимом (Роузом) и игуменом Германом (Подмошенским) — «Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича)». Надо признаться, что к рассказам о чудесах я относилась с известной долей предубеждения, зная склонность людей придавать мистический смысл обычным происшествиям, но чем дальше я читала книгу, тем живее ощущала необыкновенную притягательную силу святого праведника. Всё время хотелось взглянуть на его лицо (в книге много фотографий). Его подвижническая жизнь, чудотворения, бесконечная любовь к людям потрясли меня до глубины души, и я погрузилась в чтение воспоминаний о нём и его чудесах с доверием и благоговением. Потом я читала книгу вслух родным и поставила её на полку возле икон — оттуда на нас смотрел как бы живой Владыка, так как на обложке была его фотография. Молясь, обращалась я и к его помощи.
Наступила осень. Мои соседи по даче, приезжавшие, как и я, в деревню весной и уезжавшие в Москву поздней осенью, закончили сезон полным благоустройством усадьбы, на что ушло у них несколько лет. И вдруг… Седьмого сентября, когда мы с моей младшей дочерью, инвалидом, молились перед сном, с соседнего участка раздались странные звуки, похожие на выстрелы. «Что это?» — в страхе спросила дочь. Я отдёрнула занавеску окна, и страшное зрелище предстало нашим глазам: огонь стоял стеной, закрывая всю площадь окна, и я сначала подумала, что горит наша терраса. Чтобы не испугать дочку, я сказала очень спокойно: «Это пожар, Наденька. Одень кофту, берём иконы, документы, деньги и скорее выходим из дома».
Выйдя на улицу, мы увидели, что горит весь дом моих соседей, автоматной очередью рвались шиферные листы на крыше. Пламя поднялось выше деревьев, и горящие головешки взлетали над ними, падая всё дальше вокруг, рассыпаясь тысячами искр. Ко мне бежали люди, предлагая помощь в выносе вещей. «Если я буду выносить вещи, то не сумею молиться», — подумала я. Прижав к груди книгу о владыке Иоанне, дав в руки женщин иконы, я встала в темноте на землю на колени и громко обратилась с мольбой: «Блаженный Иоанн, дорогой Владыченька, помоги мне, как ты и другим помогал тушить пожар, сохрани нас!» Так повторяла я, стоя на коленях, обращаясь то к блаженному Иоанну, то к Матери Божией. Тем временем приехали пожарные, но у них не хватило воды. Вдруг пламя встало прямой свечой, ветер утих. В соседнем доме были какие-то горючие материалы, пламя долго не удавалось потушить, обгорели пограничные деревья, но мой ветхий деревянный забор даже не был опалён. «Вас спасло то, что не было ветра, — говорили утром односельчане, — вернее, он утих», — а я не сомневалась, что спас нас своими молитвами блаженный Иоанн. В селе, оказывается, про меня стали говорить: «Это та, у которой святая икона пожар отвела».
Книгу пришлось отдать. Вернувшись в Москву, я просила всех родных спрашивать в церковных лавках эту книгу, но нигде её не было. Горя желанием её иметь, помолилась самому Владыке и отправилась на поиски. В первой же церкви, куда я приехала, книга оказалась в продаже, да ещё и с акафистом, изданным отдельной брошюрой. Не могу передать, как я была счастлива».

Рассказывает старшая дочь И. Н. Соловьёвой-Волынской Ольга Михайловна Алиханова, врач-окулист:
«Я много лет мечтала о дочке, но у меня её не было, было только два сына. И вот, наконец, я забеременела в третий раз и очень надеялась, что будет девочка. Но через некоторое время, на раннем сроке беременности, у меня открылось кровотечение, то есть начался выкидыш, и я попала в больницу. Надежды на сохранение беременности было мало, и я начала молить Господа, Божию Матерь и владыку Иоанна о помощи. При ультразвуковом обследовании мне сказали, что плод жив, но сердцебиение очень редкое: видимо, плод очень слабенький и может родиться с уродствами или погибнуть. Предлагали сделать аборт. Я отказалась, продолжая уповать на помощь от Господа и владыки Иоанна.
Надо сказать, что как раз в это время я впервые прочитала о жизни и чудесной помощи от владыки Иоанна. И как-то по-особенному ощутила, что Владыка где-то рядом, близко, ведь и жил-то он, практически, в наше время. Мне привезли маслице из усыпальницы Владыки, которым я регулярно пользовалась с большой верой, — угроза выкидыша существовала всю беременность.
Наконец, в апреле 1995 года на Светлой неделе у меня родилась долгожданная вполне здоровая девочка благодаря милости Божией и — для меня это несомненно — чудесной помощи владыки Иоанна».
Добавим, что дочку крестили в день памяти святой равноапостольной Царицы Елены и назвали Еленой, а крестной матерью девочки стала Ольга Леонтьевна. Сообщением её соседки по лестничной площадке московской квартиры мы и закончим нашу подборку.

Рассказывает пенсионерка Галина Васильевна Мальцева (в прошлом кассир таксопарка):
«На моё счастье Господь Бог послал мне книгу о житии и чудесах святого Владыки, и я стала среди тех тысяч людей, которые любят и почитают архиепископа Иоанна. Два года тому назад мы с мужем поехали на машине на похороны моего брата. Покойник лежал в доме в посёлке Редькино Московской области. Там было страшно оставлять машину одну — хулиганы с машин всё снимали, и мы решили отогнать машину в соседнюю деревню к моей подруге, к дому, где спокойно.
Когда мы поехали с мужем в другую деревню, в машине сидела ещё невестка моего брата. Ехать надо было через поле, а поле оттаяло — март месяц. Машина «Волга» тяжёлая, и когда мы повернули на поле, она застряла — все задние колёса утонули в трясине.
Мне муж говорит: иди за трактором, а какой трактор, когда время уже 12 часов ночи, а муж был болен гриппом, температура 39°. С час мы промучились с этой машиной и ничего не получилось — задние колёса совсем утонули и их не было видно. И вдруг меня осенило. Я вспомнила святого Владыку и говорю мужу: садись за руль, а мы с невесткой
сзади машины встали. Я вам пишу и не могу удержаться от слёз.
Я стала кричать на всё поле, у меня где-то изнутри души всё вырвалось. Кричу: «Господи, святой Владыко, помоги нам вытащить машину, и что же нам делать, муж больной, похороны. Господи, Владыко, помоги! Исцелитель ты мой Небесный, помоги! Святой Владыко, помоги!» Я так кричала на всё поле, я так рыдала, и вдруг машину приподняло и машина выкатилась сама так легко и свободно. У меня по всему телу мурашки, я так плакала, рыдала и ничего не видела, только Господу Богу и святому Владыке молилась, когда села в машину. Мой муж и невестка онемели и только повторяли: Господи, помилуй. Такое никогда не забывается».
24 марта 1997 г.