Преображенский храм села Нижние Прыски Козельской епархии ночное богослужение Великой Субботы

640

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.

Это песнопение заменяет во время Божественной литургии привычные нам в течении всего года слова Херувимской песни.

В нашем храме вот уже более 70-ти лет есть традиция служить утреню с чином Погребения и часы с литургией, не разделяя их на вечер пятницы и утро субботы, а всё вместе ночью. Эту традицию принесли к нам в храм служившие в советское время в нем новомученники Оптинские: преподобномученик Гурий Самойлов и иеромонах Арсений Мельников, бывший насельником скита.

И в 1963 году, когда отец Леонтий Никифоров стал настоятелем, бывшие при храме Шамординские монахини рассказали ему об этом благочестивом монастырском обычае. Батюшка на протяжении 55-ти лет неуклонно исполнял это послушание. Стоит отметить, что в советский период отец Леонтий был один священник при храме, в районе не было такого количества церквей как сейчас, а благочестивые бабушки наполняли тогда полностью весь храм на всех Богослужениях не взирая на гонения. Начиная со среды Страстной недели он совершал все уставные Богослужения, и первую ночную службу, предшествующую Пасхе, начинал по обычаю в 2:00 ночи Великой Субботы, так что бы на возгласе «Слава Тебе Показавшему нам Свет» первые лучи солнца озаряли храм и молящихся. Служба заканчивалась к 8:00 утра и батюшка быстро садился на транспорт, ехал в город Калуга поздравить с наступающим праздником правящего архиерея и всех сотрудников епархиального управления. Затем по скорому возвратившись, прямо выходя из автомобиля, начинал освящать куличи всем, кто уже собрался у храма и освящение продолжалось практически без перерывов до самого ночного Богослужения. Отдых он позволял себе редко, на 10-15 мин он ложился на лавке клироса Никольского придела, а матушки заботливо укрывали его полушубком. Но как только он слышал, что в храм кто-то зашел, то тут же вскакивал и бежал к людям. В сам день Светлого Христова Воскресения, после ночного Богослужения, с раннего утра начиналось посещение больных, престарелых и нуждающихся, а затем каждый день Светлой Седмицы совершал службы.

Великая сила Божественной Любви давала возможность, не взирая на утомление, болезни и немощи возраста, совершать служение и непрестанно благодарить Господа!

Какая же радость и нам, переняв эту добрую традицию, прикоснуться к благодатным Богослужениям, увидеть рассвет Великой субботы, возрадоваться об избавлении человечества от вечной смерти и встречать Воскресшего Христа!