Слово епископа Козельского и Людиновского Никиты  на открытии научно-просветительской конференции

1150

Слово епископа Козельского и Людиновского Никиты  на открытии научно-просветительской конференции « Великая Победа: наследие и наследники XXI века» в рамках Козельского выездного заседания XXII Богородично-Рождественских

образовательных чтений Калужской митрополии.

Город Козельск. 24 сентября 2019 г.

Сегодня мы открываем XII Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии. Их тема сформулирована с учётом того, что в 2020 году весь мир, и в первую очередь наша Отчизна будут отмечать 75-ю годовщину окончания Второй мировой войны, а для России – Великой Отечественной! 75 лет назад наша страна победила, и мы считаем эту Победу Великой! Тема чтений звучит так: «Великая Победа: наследие и наследники XXI века». Священноначалие нашей Церкви определило эту тему Рождественских чтений 2010 года, этапом которых являются наши Калужские чтения, потому, что Рождественские чтения – это крупнейший для нашей страны, а может быть и для мирового Православия богословский форум. Здесь звучит голос полноты церковной: в богословии, истории, философии, литературе – голос духовенства и мирян – всех, кто хочет поведать церковному собранию свои раздумья о важных для для полноты Церкви вещах.

Священноначалие определило тему нашего разговора – значит эта тема ценна для соборного церковного сознания: пусть она звучит не как классический богословский вопрос, а как историческое и даже политическое исследование, ведь Великая Отечественная война – это величайшее историческое и политическое событие прошлого века. Церковь не может быть ограничена политикой и даже историей, потому что она не просто человеческая организация, а Богочеловеческий организм. Но как Богочеловеческий организм Церковь, в своей полноте, способна осознать и раскрыть людям истинный, богопромыслительный смысл исторических и политических событий.

Несомненно, одним из особых промыслительных испытаний для России стала Великая Отечественная война. Выбор для нашего народа был однозначен: смерть многих и рабство, либо Победа, через максимальные усилия народа и государства. Мы назвали эту Победу Великой, потому, что это победа над смертью – это первое, что упоминается в теме чтений.

Второе – наследие. Наследие – это одно из тех понятий, которые ныне принято называть «традиционными ценностями». В каком-то смысле наследие – есть основа человеческой истории, которая может быть представлена как череда наследствования. Понятие собственности немыслимо без наследования. Все войны в мире – это войны за наследие. Некоторые, впрочем, так и назывались: «война за испанское наследие», «война за наследие Российской Империи». Кстати, Великая Отечественная война была финалом войны за наследие Российской империи. Мы с вами живём во время войны за наследие СССР. Значение понятия наследия, а значит и Наследника многократно рассматривается в Священном Писании. Вспомним, например, притчу о злых виноградарях (Мф, 21:33-42). Как они хотели победить? – Убьём Наследника и наследство будет наше! Этому сатанинскому замыслу «злых виноградарей» не дано было осуществиться, потому что Наследник-Христос победил саму смерть Своим Воскресением. А чем кончается притча? – Что сотворит Господин виноградника со злыми слугами? Их наследие – смерть, которую они уготовили себе сами.

Для России XX века эта притча весьма актуальна: злые слуги русского Царя предали и убили его, чтобы захватить наследство России. Но что-то пошло не так. Оказалось, что

наследником России стал русский народ, и он не захотел расставаться со своим наследством. Тогда на Россию навалились, так сказать, всем миром, всей Европой. Уж больно притягивало их русские наследство. Расчёт был на разобщённость народа, слабость государства и духовный паралич как результат гонений на Православие.

Чаяния врагов не оправдались. Чада нашего Отечества нашли силы встать всей страной и отстоять наследие отцов. Для служителей Церкви особенно важно, что наша иерархия и духовенство, преодолевшие соблазны отступничества и расколов, претерпевшие гонения и мученичество, не отступили от исповедания Христа и не изменили своему пастырскому долгу. В связи с темой наших чтений, стоит вспомнить слова предстоятеля Русской Церкви, патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старгородского) от 22 июня 1941 года.

«… Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге пред родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчёт возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнью свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам дарует победу.» (Конец цитаты)

Эта Победа и есть Победа Великая, потому что дарована Богом по молитвам святых предков наших, предстательством русского духовенства, жертвенным подвигом народа и мужественным служением государственных мужей Отечества. Так единством ратного подвига, труда и молитвы сохранено наследие Святой Руси для нас русских православных людей XXI века.

В чём же наша задача – наследников XXI века? Она очевидна. Нужно вступить в права наследования. И в историческом смысле в этом нет ничего неведомого или таинственного. Но в духовном плане, придающем смысл человеческой истории, – это историческая задача Русской Православной Церкви.

Для начала, это наследие нужно осознать и описать. И это касается не только Великой Победы, а всей истории российского домостроительства: от начала государственности на Руси – до её современного вида, почему именно государственности? Потому что государство – это главная историческая собственность народа, главное его творение, а следовательно – и главное содержание исторического наследия. После него следует культурное наследие, которое развивается и сохраняется только в рамках крепкого, духовно обоснованного государства. Вот это и должна описать Церковь со своей духовной точки зрения  как духовные, христианские ценности.

Описать не означает просто перечислить в каких-то текстах. Ведь и святые иконы иконы пишутся, а не просто рисуются, или, так сказать, изготовляются. И жития святых – это тоже иконы, только литературные. Всё это святые образы. Мы должны написать великий образ Святой Руси, в котором будут явлены все её благие качества, всё, что от Бога, потому что именно благое и доброе мы желаем наследовать. Через этот соборный образ, понимаемый как созерцание живого лика России, мы обретём и соборую молитву, соборное русское понимание промысла Божия о нашем народе, нашем государстве, мы поймём волю Божию относительно служителей Его Святой Церкви, наше призвание как пастырей, посланных именно этому народу. Вот тогда не стыдно будет нам всем в последний день этого мира предстать пред судом Божиим и стать наследниками Града Божьего, как об этом говорит тайнозритель Иоанн Богослов: «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою… И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. » (Откр. 21:24,27)

Вот кратко, что хотелось бы сказать участникам наших чтений. Может быть это покажется слишком общим, в то время, как есть множество более конкретных тем и примеров действия промысла Божия в нашей истории. Это так, но ведь история образуется из множества событий, важно только, чтобы они были правильно описаны и осознаны. В этом и цель нашего собрания. Помогай в этом нам Премудрость Божия!

Божие благословение на ваши труды, возлюбленные братья и сёстры!