Неделя Всех русских святых в Никольском храме города Козельска.
Неделя Всех русских святых в свято-Никольском храме города Козельска.
В Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, в Никольском храме г. Козельска во время традиционной вечерней «школы покаяния» по благословению духовника прихода – иеромонаха Тихона (Клинова) и настоятеля храма – иерея Сергия Дрозда состоялось неформальное приходское собрание.
К встрече готовились всем миром: прихожане общими усилиями собрали стол, клиросные подготовили концерт из духовных кантов, посвящённых Русским святым. Вечер проходил в домашней, обстановке; по заранее подготовленным песенникам все собравшиеся могли приобщиться старинной песенной культуре, канты со 2 куплета «подхватывали» все желающие, образуя на удивление стройное и гармоничное хоровое звучание!
«Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, — говорил И.А.Ильин, — скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын» (Ильин И.А. Путь духовного обновления).
«Русская песня, — писал он, — глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст … душе исход из грозящего озлобления и каменения».
Удивительную, чарующую силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно разбросанно и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?».
Как говорит художественный руководитель Академической капеллы им. М.И.Глинки, народный артист СССР В.Чернушенко, песня — хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами, не помнящими родства.
Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни, вытеснение её попсой. Для современных масс-медиа русская песня оказалась «вне формата». Формату СМИ и ТВ, оказывается, соответствуют выпускники инкубатора «фабрики звезд», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи.
«Великая черная дыра образовалась в музыкальном облике России… Или мы запоем свои песни, или народ наш растворится в чужеродной мелодии, а значит в чужих мыслях и духе…» ( Ганичев. В. Из Санаксарского монастыря… Судьбы, размышления, надежды // Наш современник. 2010. №1).
В перерывах между пением духовных стихов отец Тихон и матушка Тавифа делились воспоминаниями тех лет, когда они встречались с живыми носителями непрерывающейся духовной традиции – дореволюционными священниками и монахинями, из которых многие за веру отсидели в лагерях по 10-30 лет… Многие поучительные и важные истории были рассказаны в этот вечер, а канты, большинство из которых звучали на приходе впервые, легко ложились на слух и сердце, напоминая о житии и смысле духовных подвигов наших святых. Всю атмосферу того вечера можно передать словами одного из кантов:
И у людей раскрываются крылья,
Веет на сердце любви благодать.
И укрепляются воли усилья
Духа Святаго в сей жизни стяжать.