В строящимся храме архистратига Божия Михаила деревни Слаговищи продолжается подготовка к великому освящению

874

22 октября в храме архангела Михаила деревни Слаговищи были установлены окна. В ближайшее время планируется установка дверей, иконостаса и закупка утвари.

Храм архистратига Божия Михаила построен за год по инициативе местного жителя Юрия Коновалова. Желание строительства возникло после совета старца схиархимандрита Илия (Ноздрина) и благословения пресвященнейшего Никиты – главы Козельской епархии. Закладку храма (которое состоялось 5 августа 2017 года), совершил преосвященнейший Никита – епископ Козельский и Людиновский в сослужении духовенства козельского благочиния. На закладке храма присутствовал ныне покойный протоиерей Леонтий Никифоров, трудами  и заботами которого были возрождены многие храмы Козельского района за 55 лет его служения, а храм архангела Михаила стал последним, при закладке которого молился блаженно почивший протоиерей Леонтий.

21 ноября в день памяти Архистратига Михаила планируется великое освящение храма.

Деревня Слаговищи находится в 20 км к югу от Козельска и 18 км от известного всем монастыря Оптины Пустыни. Она расположена на большом безлесом возвышенном месте, сильно изрезанном оврагами. Деревня от одного конца до другого вытянута на 3 км. Часть построек идет по «большаку» (ныне шоссе, связующее деревню с основным трактом Козельск — Белев), но большинство домов расположилось вдоль оврагов, составляющих приметный ландшафт местности. Изначально, — утверждают старожилы, — «Деревня была в другом месте, ближе к большаку»), лишь потом люди стали селиться по пригодным для застройки площадкам вдоль глубоких оврагов («вершинок»), где были ключи. Таким образом, характер местности определил застройку, на первый взгляд, весьма хаотичную — со множеством улочек, переулков, тупичков.

Само название деревни «Слаговищи», ее историю местные жители объясняют по-разному. «Какой-то ссыльный начал строить вдалеке от речки вдоль дороги» (М.Я.Морозов); «Слаговищи — от слова «склад»: на окраине теперешнего села было построено много государевых складов с военным снаряжением. Это, когда Иван III начал строить здесь засеки», «Сюда ссылались люди, неугодные царю», «Это была государева деревня, которая несла почтовую, сторожевую и торговую службы». С. Рябов выводит название деревни от слова «слоуга» — слуга и предполагает, что это «старинное поселение, принадлежащее княжескому слуге, получившему здесь землю за верную службу»… «Слугами» же в XVI в. называли бояр, находившихся на службе у великого князя, «слугами именовали даже крупных удельных князей, например, Ивана Козельского и Ивана Вяземского». В рамках этой гипотезы Рябовым также предложено и такое толкование: «Среди населения господарских селений в конце XV. — XVI веке была и такая многочисленная категория, как слуги. По своему экономическому положению они стояли близко к тягловому крестьянству, но все же главной их повинностью была военная служба и разъезды по поручению господарской администрации. Этих служилых людей именовали путными, или панцирными, слугами. По этой гипотезе, Слаговища можно поставить в разряд «гарнизонных» сел, в которых большую часть населения составляли военные, служилые люди.

В деревне были развиты ремесла: ткачество, набойка, плетение из прута; были плотники, валяльщики, печники, кузнецы. Местные школьники выявили имена многих мастеров, что позволяет говорить о ремесленных традициях деревни (кузнечном деле, валяльном, плетении, деревообработке). В настоящее время Слаговищи едва ли насчитывают 200 дворов, в 1950-е годы здесь было 500 дворов, около 2 тыс. жителей. На территории деревни располагались три колхоза: «Красные Слаговищи», «Красный партизан и «1 Мая 2-ой пятилетки». Хозяйство было многоотраслевое (зерноводство, полеводство, животноводство). Ныне колхозы перестали существовать, хозяйство разрушено, остались лишь приусадебные огороды и сады. Многие в поисках работы уехали в города, постоянно в деревне живут пенсионеры. В общеобразовательной средней школе 60 учеников, в классах по 6-8 человек. Здание школы — самое большое в деревне, построенное по типовому городскому проекту на самом высоком месте, с прекрасным садом. Сегодня школа стала культурным центром деревни. В школе ведется краеведческая работа, создается музей, посвященный прошлому и настоящему деревни, сделаны тематические альбомы на основе разысканий юных краеведов.

(Краеведческие материалы взяты из интернет портала «Энциклопедия Козельска»)

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: