«Подвигу веры посвящается …»

606

12 ноября в Музейно-краеведческом Центре «Дом Цыплаковых» г. Козельска состоялось торжественное открытие выставки «Подвиг веры», посвященной памяти новомучеников и исповедников российских. Выставка организована миссионерским Отделом Козельской епархии по благословению Преосвященнейшего Никиты епископа Козельского и Людиновского.

Обширные фотоматериалы предоставлены Образовательном частным учреждением высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (г. Москва), многие из них входят в состав тематической выставки «ПРЕОДОЛЕНИЕ: Русская Церковь и советская власть», подготовленной и проведенной университетом несколько лет назад. Кроме информационных постеров с фотоматериалами на козельской выставке представлены краеведческие материалы, освещающие подвиг новомучеников козельских, среди них есть экспонаты, выставляющиеся впервые, как из музейной коллекции, так и частных собраний.

XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: архиереев, священников, диаконов, монахов, мирян, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Почитать память наших соотечественников, сумевших мужественно противостоять гонителям, смело исповедующих непоколебимую верность Христу даже до смерти для нас, ныне живущих, священная обязанность.

Важным и очень нужным укреплением в непростое время страданий от рук безбожников для верных христиан стало архипастырское слово многих епископов Русской Церкви: начиная с Патриарха Тихона, неустанно поддерживающего многочисленными посланиями и проповедями свою паству и смело обличающего неправду гонителей. Продолжая подвиг первосвятителя, многие архипастыри обращались со словами укрепления к своим пасомым, и сами исповедали веру даже до смерти. Нам, сегодня живущим, не менее важно слушать и, главное, уметь слышать архипастырское слово. Поэтому организаторы выставки с радостью предоставили почетное право открыть мероприятие управляющему Козельской епархией Преосвященнейшему Никите епископу Козельскому и Людиновскому. Владыка в приветственном слове отметил высоту духовного подвига новомучеников и исповедников российских, показавших пример передового христианства, подчеркнул важность молитвенного почитания их памяти, поблагодарил собравшихся за действенное участие в прославлении новомучеников земли козельской, а также выразил надежду, что открытие выставки станет первым делом в ряду епархиальных мероприятий, посвященных увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

В словах ведущей мероприятия Мартьяновой Людмилы Васильевны, методиста, педагога Дома детского творчества г. Козельска, прозвучала информация об истории установления памяти новомученикам и исповедникам российским. Так было определено, что празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской в ближайший к 25 января (7 февраля по строму стилю) воскресный день. В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Так, на рубеже тысячелетий, оно подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.

На иконе Собора новомучеников и исповедников российских центральное место занимает святая царская семья: царь-мученик Николай, святая мученица царица Александра, царственные девы-мученицы Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и святой мученик цесаревич Алексий. Хотя царственные мученики прославлены в лике страстотерпцев, подобно святым князьям Борису и Глебу, претерпевшим мучения от соотечественников, но в сердце каждого русского человека они почитаются, как великомученики, смело разделившие страшную участь своего народа и отдавшие за Христа самое ценное земное достояние – жизнь. Святой мученик царь Николай сумел не просто привести к вере свою супругу царицу Александру, но и всех детей воспитать в благочестии и непоколебимой вере в Бога даже до смерти. И сам явил высоту царственного рода династии Романовых, сочетав венец царский с венцом мученическим. Не случайно в годы правления этого благочестивого государя наше Отечество являло миру великую силу не только в расцвете экономики, но и в духовном развитии: такого количества прославлений русских святых, количества открываемых храмов и устрояющихся монашеских обителей не было ни в одно правление российских государей.

Одним из музыкальных патриотических символов Российской империи стал марш «Прощание славянки», написанный к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года молодым штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным. За яркую мелодию, поднимавшую патриотический дух, произведение быстро стало популярным. В годы кровавого революционного переворота марш подхвачен Белой гвардией – армией Колчака, Белой добровольческой армией, Сибирской народной армией и другими. Он стал символом Родины для людей, вынужденно покинувших Россию, но в то же время питал их израненные души и вселял надежду на победное возвращение. Именно поэтому после гражданской войны марш «Прощание славянки» не исполнялся в Советском Союзе. В наше время это произведение можно услышать в репертуаре многих творческих коллективов, к нему написаны тексты, часто можно встретить исполнение марша как патриотической песни. Одним из самых ярких куплетов, отражающих смысл происходящего в годы гонений является текст поэта

Владимира Лазарева, написанный им в 1983 году:

Овевает нас Божие Слово,
Мы на этой земле не одни
И за братьев, за веру Христову
Отдавали мы жизни свои.

В качестве музыкального подарка собравшимся в исполнении Геннадия Лазарева, обучающегося Козельской детской школы искусств по классу аккордеона (преподаватель Пузачёв Евгений Харлампиевич), прозвучал марш «Прощание славянки».

В годы гонений над нашим Отечеством особенно проявилось заступничество Пресвятой Богородицы. Так, в ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная». В этом году празднуется 100-летие явления этой иконы, которое произошло 15 марта (2 по старому стилю) 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного мученика в селе Коломенском близ Москвы. Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословля-ющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид — все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе. Адрианова сразу признала виденную во сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом. Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. Икона была торжественно встречена в Марфо-Мариинской обители в Москве Великой княгиней Елизаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Мало кто знает, что служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием святителя Тихона Патриарха Московского († 1925). Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время — в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Вла-дычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаме-нательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови… словно в предзнаменование масштабных гонений. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда образ был возвращен 27 июля 1990 года.

Для участников мероприятия в честь Пресвятой Богородицы было исполнено а капелла песнопение «Богородице Дево, радуйся» напева Воскресенского монастыря вокальным ансамблем девочек Козельской Православной гимназии под управлением учащейся 9 класса Анны Родионовой.

Подвиг мученичества и исповедничества во Имя Христова наших соотечественников поражает и силой проявленной веры и масштабностью гонений. Об этом говорил в своем выступлении руководитель Отдела по культуре Козельской епархии диакон Тихон Худяков: «Гонения XX века поражают своей продолжительностью: если до того массовые гонения христиан, бывшие в эпоху императора Диоклетиана, начавшись в 303 году закончились через 8 лет, то в нашей стране время эпоха гонений длилась около 70 лет, начавшись с 1917 года закончилась она только к концу 1980-х годов. Статистические данные также поражают: до революции 1917 года в стране было 60 000 действующих храмов, к 1939 году их осталось всего 100 на всю страну. К этому времени на свободе было всего 4 правящих архиерея, причем на каждого из них было открыто сфальсифицированное уголовное дело, позволяющее их в любой момент арестовать и подвергнуть тюремному заключению. До революции в Русской православной церкви насчитывалось 100 000 монашествующего и 110 000 белого духовенства, после эпохи гонений их осталось считанные десятки. Из 400 архиереев 300 были умучены, расстреляны в те безбожные времена. И, наконец, если до эпохи гонений в Русской православной церкви в святцах почиталось 2500 святых, 450 из которых были русскими святыми, то благодаря подвигу новомучеников и исповедников к январю 2004 года только количество новомучеников и исповедников составило 1420 человек, а на сегодняшний день оно превышает 2 000, поскольку открываются новые факты исповедничества и принятия мучений за Христа в эпоху безбожия». Отец Тихон также упомянул о новомучениках и исповедниках, чья жизнь и подвиги непосредственно связаны с землей козельской: преподобноисповедник Никон (Беляев), преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), преподобномученики Лаврентий, Иоанникий, Пантелеимон (Шибанов), Гурий (Самойлов), Викентий, Пафнутий (Костин), Игнатий (Даланов), священномученик Иоанн Сперанский, мученики Евтихий, Авенир, Савва, Борис (Козлов). Многие из них после закрытия Оптиной Пустыни служили в городских и сельских храмах земли козельской, а также будучи благочестивыми мирянами и церковнослужителями храмов города Козельска исповеднически несли крест веры в эпоху гонения. Много имен еще предстоит открыть, прославить или хотя бы помянуть о упокоении у престола Божия. В память всех безвестно умученных за Христа вокальный ансамбль девочек Православной гимназии исполнил песнопение «Святый Боже».

Согласно православному учению о человеке, «богоо́бразность человека предполагает его всецелую соотнесенность с Богом, то есть такой образ жизни, который определяется безусловной любовью к Отцу, Сыну и Святому Духу. Именно этот образ жизни являют российские новомученики и исповедники XX века. Нам, нашим современникам и последующим поколениям христиан они дают ясный пример безоговорочной верности Богу, подтверждая свидетельство апостола Павла: «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8: 38–39)» . В память новомучеников участники церковного хора козельского храма Сошествия Святаго Духа исполнили песнопение «Кто ны разлучит …» (автор – протоиерей Иоанн Соломин).

Директор музейного комплекса Яценко Илья Вячеславович познакомил присутствующих на мероприятии с тематическими разделами выставки. Затем в исполнении ансамбля девочек Православной гимназии прозвучала стихира из службы всем святым, в земле Российстей просиявшим «Земле русская», подчеркивающее духовное значение подвига новомучеников и исповедников российских. В завершение присутсвующим духовенством и мирянами, участниками мероприятия, было соборне пропето величание новомученикам и исповедникам.

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» воспевает Святая Церковь в праздник Входа Господня в Иерусалим, так и участники торжественного открытия выставки едиными усты и единым сердцем возложили упование, что это первое мероприятие как наше общее дело, совершаемое нами в память наших славных предков, просиявших в подвиге веры во Христа новомучеников и исповедников российских, будет добрым примером каждому присутствующему, что по молитвам новомучеников каждый получит личное благодатное укрепление в вере в Бога.

Мартьянова Л. В., Методист, педагог дополнительного образования
МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Козельска.