В Козельске отметили 150-летие явления Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы

Празднование в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. 150 лет назад в Вознесенском храме города Козельска был обретен чудотворный список Ахтырской иконы Божией Матери.

Епископ Козельский и Людиновский Никита возглавил малое освящение и Божественную литургию в приделе, посвященном празднуемому образу Царицы Небесной восстанавливающегося храма в честь Вознесения Господня города Козельска.

Архипастырю сослужили: настоятель монастыря Спаса Нерукотворного пустынь игумен Михаил (Семенов), благочинный округа протоиерей Владимир Бахаев, протоиерей Антоний Хатунцев, иерей Евгений Мягков, иерей Павел Никитин, настоятель храма иерей Антоний Лунин, диакон Евгений Ковригин, диакон Тихон Худяков и диакон Евгений Васильев.

По отпусте литургии священнослужители совершили славление пред образом Божией Матери, а затем, вознеся молитву Матери Божией, владыка обратился к богомольцам с архипастырским словом.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 Мало кто знает, что в XV веке монастырь Оптина Пустынь существовал как «двойной» или «общий» монастырь, где проживали совместно монахи и монахини. Это был довольно распространенный тип монастыря, существовавшего в те века, на этот факт также указывают записи в синодике умерших схимонахов и схимонахинь. Одна из версий происхождения названия «Оптина» состоит в том, что это была «Общая Макарьева Пустынь», и уже в XVIII столетии именовалась как: «Оптин монастырь Макарьевой Пустыни».

К концу XV века земли вокруг Оптиной Пустыни вошли в состав Московского княжества, а Собором русских епископов в Москве на митрополичью кафедру был поставлен Иона, тем самым Русская Церковь стала фактически автокефальной. Одним из решений Собора Русской православной Церкви 1503 года стало решение об упразднении «двойных» монастырей и необходимости их расселения.

Во исполнение решения Собора, монахини Оптиной Пустыни перешли на другой берег реки Жиздры и основали женскую обитель. Вознесенская церковь монастыря является самым древним каменным строением Козельска, входит в список «Объект культурного наследия федерального значения» и принята на государственную охрану.

АХТЫРСКАЯ КОЗЕЛЬСКАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Во второй половине XIX в. в Вознесенском храме произошло явление чудотворной Ахтырской Козельской иконы Пресвятой Богородицы. Эти события описаны в келейных записках Оптинского старца Варсонофия:

«Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: «Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни.

 Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: «Я — Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери».

 Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно». После многих чудес от сей иконы люди с верою приходили к ней…»

В настоящее время в храме находится список чудотворной иконы XIX века, который открыт верующим для поклонения. Богоматерь изображена со сложенными в молитвенной просьбе руками, слева от неё – крест с распятым на Голгофе Спасителем. Кроме того, на иконе Богородица изображена с непокрытой головой — лик изображает Святую Деву до рождения Спасителя, в период отрочества. Многие молятся здесь о даровании счастья и успеха детям, так как эта икона стала считаться покровительницей самых маленьких. Молятся пред образом и тем, кто просит о благополучном замужестве дочерей, о молитвенном покрове для сирот.