Рождественское послание преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского
Рождественское послание преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Козельской епархии Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Круг лета спокойно и неумолимо Божиим велением идет по жизни, и яркой звездой вспыхивают в нем напоминания о Божественной любви – праздники Господни. И ныне Рождество Христово! Такими словами обращался к своей пастве великий подвижник благочестия нашего времени – архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Придем же ныне все и склонимся к смиренным яслям, осиянным Божественной славой, ибо Младенец Христос здесь начинает Свой крестный путь по лицу земли. Склонимся, ибо здесь начало нашего спасения, начало нашей вечности. Путь, Истина и Жизнь – Христос Бог явился в мир. И мир Свой принес Богомладенец на землю, и Божий мир даровал людям Христос Спаситель подвигом краткой земной жизни Своей.
В этот день Бог явился в мире. Явился смиренным, кротким, беспомощным младенцем, обездоленным, не имеющим ни крова, ни пристанища… В эту первую ночь, — говорит митрополит Антоний Сурожский, — когда Бог стал человеком, когда Сам Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета.
И Слово стало Плотью – свидетельствует нам Евангелие. Дивное, ужасное и спасительное таинство! Безначальный – принял начало по человечеству; бестелесный – стал плотоносцем; Бог – человеком, не переставая быть Богом; неприступный, Которого трепещут Серафимы и Херувимы, лица закрывая, – для всех доступным в рабском виде – слышим мы восторженные слова святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отчего и для чего же такое снисхождение Творца к преступным Своим тварям, к человечеству, которое по своей воле отпало от Бога, своего Творца? Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных – святыми; чтобы от тления возвести к нетлению, от земли – на небо, от рабства греху и дьяволу – в славную свободу чад Божьих, от смерти – к бессмертию; чтобы нас сделать сынами Божьими и спосадить на престол как царских детей.
Насколько же велика любовь Божия к нам! Насколько чудно и предивно Его милосердие! Грозная туча гнева Божия была над нами, — говорит святитель Фоефан Затворник, – пришел Господь-Примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришел Врач душ и телес и исцелил нас… Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.
Св. Церковь, — продолжает святитель Феофан, — нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том Она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как и они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается – славите; Христос с небес – срящите; Христос на земли – возноситеся!»
Своим преестественным рождением Господь действительно превыше всякой меры вознес наше тварное человеческое естество. Христос явил нам величие человека – поучает митрополит Антоний Сурожский. Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Богоносным, соединиться с Божеством и остаться собой?
Господь призывает нас помнить это, и призывает быть таковыми не только в нашей христианской среде, но и среди всего окружающего мира: относиться к каждому человеку с такой справедливостью, не судящей и осуждающей, а видящей в каждом человеке всю красоту, которой Бог наделил его и которую мы называем образом Божиим в человеке, преклоняться перед этой красотой, помогать этой красоте воссиять во всей ее славе, рассеивая все злое и темное.
С нами Бог – торжественно вслед за пророком взываем мы в этот светлый день. О имени Господа нашего Иисуса Христа, с нами Бог, — вторит нам святитель московский Филарет. Только мы да не престанем быть с Богом, чрез памятование о Нем, чрез молитву к Нему, чрез веру и любовь, чрез непрестанное упражнение в том, что угодно Богу, и что к Богу нас приближает.
Да пребудет благодать и милость Богомладенца Христа, родившегося ныне нашего ради спасения, со всеми вами!
епископ Козельский и Людиновский НИКИТА
Рождество Христово
25 декабря/7 января 2016 г.
г. Козельск