Светлой памяти приснопоминаемого митрофорного протоиерея Валерия Павловича Даниличева

739

«Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» Ин.10,11. Протоиерей Валерий Павлович Даниличев родился 4 июня 1949г. в Нижнем Новгороде (тогда г. Горький) в семье служащих. Закончив среднюю школу, пошёл работать на телевизионный завод.

 

После срочной службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию, ректором которой тогда был нынешний митрополит Минский и Белорусский Филарет. Перед поступлением в семинарию проходил музыкальное прослушивание у архимандрита Матфея (Мормыля). У будущего семинариста была хорошая музыкальная подготовка, т.к. ещё школьником он пел в капелле при Горьковской филармонии, а, проходя службу в армии, пел в армейском ансамбле песни и пляски. При прослушивании были отмечены хорошие вокальные данные, и он был определён солистом сразу в три хора семинарии – смешанный лаврский, академический и сводный. В период обучения в семинарии будущий священник духовно окормлялся у архимандрита Тихона (Агрикова), архимандрита Наума и схиархимандрита Иоанна (Маслова). На втором курсе семинарии женился, перешёл на заочное отделение и с августа 1973г. начал своё служение в дьяконском сане в Тульском кафедральном соборе. Спустя три года был рукоположен в сан священника митрополитом Тульским и Белёвским Ювеналием (ныне митр. Крутицкий и Коломенский), председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

В Тульской епархии о. Валерий имел дружеские отношения с протоиереем Ростиславом (Лозинским), протоиереем Львом (Махно). Прослужив 10 лет в г. Туле, переехал с семьёй в Киргизию и продолжил служение в г. Фрунзе, в Воскресенском кафедральном соборе. В эти годы о. Валерий также занимался миссионерской деятельностью, участвуя в информационных программах местного телевидения. В 1982г. батюшка переводится в Калужскую епархию к епископу Илиану (Вострякову) и в дальнейшем проходит служение в качестве настоятеля Благовещенского храма Козельска, воспитывая вместе с супругой — матушкой Фотинией — двух сыновей. С первых лет возрождения Оптинской обители о. Валерий принимает активное участие в восстановлении монастыря, помогая тогдашнему наместнику архимандриту Евлогию (Смирнову). Духовная связь о. Валерия с Оптиной пустынью, с братией обители была очень тесной и неразрывной. Батюшка любил приезжать в Оптину служить. Такая же молитвенная связь была у о. Валерия и с Шамординской обителью. Он был дружен с матушкой настоятельницей игуменьей Никоной. За неделю до своей кончины о. Валерий по приглашению игуменьи монастыря служил на праздник иконы Б.М. «Спорительница хлебов» в Шамординском Казанском соборе. В начале 90-х годов батюшка духовно окормлял прихожан, заставших служение в Благовещенском храме таких известных духовников как игумен Никон (Воробьёв), иеромонах Рафаил (Шейченко), иеросхимонах Мелетий (Бармин). Одной из этих прихожанок была монахиня Херувима (Манилова) – духовное чадо игумена Никона (Воробьёва), которой он адресовал часть своих писем. Старые прихожане отмечали сходство в служении о. Рафаила (Шейченко) и о. Валерия, которое проявлялось в красоте звучания ектиний, возгласов, ясном чтении Св. Евангелия. Очень важным делом о. Валерий считал духовное попечение о заключённых Сухиничской колонии. Он служил в храме при колонии, венчал, беседовал с заключёнными. Практически с начала служения в Калужской епархии о. Валерий являлся благочинным Козельского округа. В некоторых деревнях Козельского благочиния полуразрушенные храмы оставались бездействующими, и об этом батюшка проявлял большое попечение, ходатайствуя перед владыкой об их открытии. Восемнадцать лет назад рядом с Благовещенским храмом была открыта Козельская православная гимназия, в жизни которой о.Валерий принял самой деятельное участие, проявляя заботу о духовном воспитании гимназистов. Часто ездил в паломнические поездки с детьми, участвовал в детских праздниках и концертах, в поздравлениях правящего архиерея с праздниками Рождества Христова и Пасхи. Со времени открытия в Калуге духовной семинарии по благословению владыки о. Валерий преподавал в ней Ветхий Завет. Он часто участвовал в торжественных общеепархиальных мероприятиях. За время настоятельства о. Валерия в нашем храме был расписан центральный алтарь и четверик, произведён серьёзный ремонт храма, золочение иконостасов, строительство церковного дома. Храм давно нуждался в современных коммуникациях, и трудами батюшки были проведены водопровод, канализация и газ. Добрым словом прихожане и окрестные жители всякий раз вспоминают батюшку, проходя и проезжая по новой дороге ведущей к храму, бывшей в прошлом трудно проходимой из-за непролазной грязи. О. Валерий прекрасно осознавал историческое и духовное значение Благовещенского храма как одного из старейших храмов Калужской епархии, в котором практически не прекращались богослужения даже в богоборческие годы. При нём возродилась молитвенная память и внимание к почитанию подвижника XIX века блаженного Тита-молчальника, трудившегося в нашем храме и похороненного близ него. Кроме того о. Валерий участвовал в сборе материалов к прославлению бывшего настоятеля храма, ныне преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) Козельского и Оптинского.

Духовная жизнь храма основывалась на частых богослужениях, особое внимание в которых о. Валерий уделял проповеди и исповеди. К батюшке шли с бедами и личными проблемами. Самое главное значение в своей пастырской деятельности о. Валерий уделял не столько внешнему благочестию, сколько внутренней чистоте человеческой души. «Не судите, да не судимы будете», – эти слова Св. Евангелия часто повторял о. Валерий. Наверное поэтому многие прихожане, вспоминая свои исповеди у батюшки, отмечают такие его качества как неосуждение чужих грехов, снисхождение и милость. Он никогда не был категоричен в советах, оставляя человеку личную свободу выбора. Батюшка подчёркивал глубокий духовный смысл церковных таинств, предостерегая от обрядоверия.

В первые годы служения в Благовещенском храме о. Валерию были звонки из органов с предупреждением о нежелательности чтения проповедей во время богослужений. У батюшки хватило мужества не реагировать на эти звонки.

Большое значение о. Валерий уделял красоте богослужения и церковному пению. Любимым музыкальным произведением батюшки был «Реквием» Бетховена. Сам обладая уникальным слухом, прекрасными вокальными данными и музыкальным вкусом, батюшка особо заботился о церковном хоре. Забота эта проявлялась в таких, казалось бы, мелочах как накормить певчих, развезти их домой после служб, одарить подарками к праздникам.

Мы все знали о многочисленных физических недугах о. Валерия. Хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, несколько сложнейших операций на сердце – вот далеко не полный их перечень. Но немощи свои он нёс со смирением, никогда не демонстрируя их на людях, всегда оставаясь в бодром расположении духа. Все, кто хотя бы недолгое время общался с батюшкой, говорили о нём как об очень жизнерадостном и светлом человеке, необыкновенно хлебосольном и щедром. Близкие батюшке люди знали его как очень заботливого и нежного единственного сына своей матери. О. Валерий не оставлял её своей заботой до её последних дней, сам ухаживая за ней, исполняя обязанности медсестры и сиделки одновременно.

О. Валерий говорил: «Я живу литургией. Моя жизнь – это жизнь храма, жизнь моих прихожан». Земной путь нашего дорогого батюшки был недлинным. Но, верится, что за эти годы своего пастырского служения о. Валерий исполнил своё земное назначение.

2 ноября 2008года, когда пришла тяжёлая весть о кончине батюшки, всем нам, прихожанам нашего храма и многим, близко знавшим и любившим батюшку, эта утрата казалась невосполнимой. Но прошло пять лет. Мы по прежнему обращаемся в своих молитвах к батюшке. Горечь расставания сменилась надеждой на будущую встречу.

Перечитывая дневники святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, нахожу такие его слова: «Не унывать ни в каких скорбных обстоятельствах, но всегда, не уклонясь взирая ко Господу, надеяться на Него». Этим словам всегда следовал о. Валерий, оставив всем нам память о себе, как о пастыре воистину народном и любимом.

Похоронен о. Валерий у северного придела храма, близ того места, где, по преданию, была могила почитаемого им блаженного Тита, молчальника козельского.