Богослужение в древнейшем козельском храме — Вознесенской церкви

644

В пятницу, 16 октября 9-11 классы Козельской православной гимназии приняли участие в историческом событии – первом официально благословленном богослужении в древнейшем козельском храме — Вознесенской церкви, расположенной на территории бывшего Козельского хлебозавода.

По благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты в упомянутом храме был отслужен торжественный водосвятный молебен перед Ахтырской иконой Пресвятой Богородицы, покровительницей храма, а также панихида о почившей братии сего святого храма и монастыря.

Богослужение возглавил иерей Антоний Лунин, директор Козельской Православной гимназии. Священнику помогал гимназический хор. Порядка тридцати прихожан, не считая гимназистов, пришли вознести ко Господу молитвы о скорейшем восстановлении поруганной и забытой святыни.

В слове после молебна отец Антоний отметил, что эпохальная трагедия, к столетнему юбилею которой мы стремительно приближаемся и которая привела к разрушению и разорению храмов и монастырей, поруганию святынь, уничтожению многих тысяч верующих – она разыгралась в абсолютно православной христианской империи, где государство властно следило за благочестием и церковностью своих граждан. И, тем не менее, живая вера была утеряна русским народом, истинное, бескорыстное благочестие подменилось внешней обрядностью, исчезло понимание истин веры, нарушилась живая связь с веками накопленным святоотеческим духовным опытом и самим преданием через традицию и т.д. Именно поэтому необходимо серьезно задумываться, насколько прочный фундамент мы закладываем в восстанавливаемые храмы наших душ, насколько крепким и долговечным будет наше обращение к Богу, насколько живой и искренней будет та вера, к которой мы с радостью и поспешно обращаемся и торопимся, торопимся скорее начать, восстановить, запустить, построить…

Иными словами, внешнее благосостояние Церкви, внешнее благолепие храмов и монастырей, многочисленность духовенства, торжественность богослужений и церковных мероприятий – все это вовсе не означает крепости веры, истинности намерений и чистоты жизни всех этих верующих. Нам же с вами, заботясь о внешнем, в первую очередь необходимо строжайшим образом наблюдать за тем, что происходит в наших душах: не становится ли наша вера мировоззрением, не превращается ли духовная жизнь в деятельность, не сводится ли благочестие к обрядоисполнению и т.д.

Козельский вознесенский храм является самой древней сохранившейся каменной постройкой в городе. Изначально храм был собором Козельского Вознесенского девичьего монастыря, основанного в 1499г. монахинями, ранее проживавшими вблизи Оптиной пустыни. В 1610 году монастырь был разорен, но вскоре восстановлен. В числе прочего, была выстроена каменная пятиглавая церковь, к которой через сто с небольшим лет была пристроена трапезная часть. В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II, упразднившей множество монастырей, Вознесенская обитель обращена в приходскую церковь, в которой хранились следующие монастырские древности: 

  • древний оловянный ковчег,
  • Синодик , переписанный в начале ХVIII в. с древнего оригинала,
  • Евангелие 1703 г. с надписью: “1711 г. апреля в 18 день сие Св. Евангелие с ковчегом дал стольник Авраам Феодорович Лопухин в Козельск в Вознесенский девичий монастырь”.

Во второй половине XIXв. в Вознесенском храме произошло явление чудотворной Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы (не путать с Ахтырской иконой, прославившейся в г.Ахтырка Харьковской губернии). Об этих событиях повествует оптинский старец Варсонофий в своих келейных записках:

«Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: «Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: «Я — Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери». Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно».

После многих чудес от сей иконы люди с верою приходили к ней…»

Эти чудесные события явились толчком к возрождению храма. В 1870-1873гг. были выстроены новые трёхъярусная колокольня и трапезная с Пятницким и Михайловским приделами. Это именно та часть храма, которая восстановлена в настоящее время и в которой сегодня был отслужен молебен.

В 1931г. храм был закрыт. В позднее советское и постсоветское время на территории бывшего Вознесенского монастыря располагался козельский филиал калужского хлебозавода.

Верующий, глубоко почитающий оптинских старцев и окормляющийся у оптинского архимандрита Антония директор Калужского хлебозавода Лев Николаевич Гончаров с благоговением передал эту территорию с расположенными на ней постройками Козельской епархии, с целью восстановления поруганных святынь и утраченного облика этого исторического места. Задолго до передачи этого места епархии, отец Антоний благословил и всячески содействовал организации работ по восстановлению храма, в котором мы с вами сейчас находимся. Как видите, храм очищен от мусора, оштукатурен, проведено отопление, подготовлен для укладки пол и вырезан иконостас. В настоящее время по благословению епископа Никиты, при молитвенной и материальной поддержке Оптиной пустыни и под руководством благословленной владыкой монахини Екатерины храм продолжает восстанавливаться, а также начаты работы по благоустройству других помещений этого комплекса и созданию условий для организации здесь женского монастыря.