Приветственное слово участникам научно-практической конференции «Культура, образование, личность: взгляд из настоящего»
Приветственное слово епископа Козельского и Людиновского НИКИТЫ участникам научно-практической конференции «Культура, образование, личность: взгляд из настоящего», проводящейся в рамках Козельского выездного заседания XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.
Дорогие участники и гости Козельской научно-практической конференции, проходящей в рамках XVIII Богородично-Рождественских Чтений Калужской митрополии!
Приветствую вас в нашем древнем богоспасаемом граде, прославившемся как ратными подвигами своих жителей, так и святынями, окружающими его.
Вот уже в восемнадцатый раз мы с вами имеем возможность собраться вместе в дни празднования Рождества Пресвятой Богородицы и поговорить о насущных проблемах современности, попытаться увидеть духовную сторону происходящего и осмыслить важнейшие процессы и тенденции современного общества с точки зрения их влияния на будущее нашей страны и народа.
Многие из нас присутствовали на открытии Чтений и слушали выступление Его Высокопреосвященства, митрополита Климента Калужского и Боровского. В этом году владыкой митрополитом заявлена довольно интересная и глубокая тема Чтений: «Традиция и новации: культура, образование, личность». Давайте попробуем вникнуть в суть той проблематики, которая открывается при осмыслении подобной формулировки.
Итак, речь пойдет о взаимоотношениях традиции и новаций. Эти взаимоотношения рассматриваются на фоне системы «культура, образование, личность». Что общего между этими тремя понятиями? Какая между ними связь? Очевидно, что культуру создают человеческие личности. На протяжении определенного количества времени, в тех или иных исторических условиях. Каким образом это происходит? Люди живут, трудятся, получают определенный жизненный опыт, фиксируют его в самых различных формах и передают его последующим поколениям. Это и научные открытия, и различные произведения искусства, это бытовые и религиозные традиции, форма государственности и т.д.
По большому счету это то, что называется парадигмой или традицией в широком смысле слова. Характерные для данного народа в определенную историческую эпоху религиозные, научные, бытовые, политические традиции, традиции в искусстве и т.д. Культура народа является совокупностью его особенностей, его характерной окраской в тот или иной исторический момент.
Между личностями и созданной ими культурой, помимо не зависящих от них условий, стоит образование. Образование, а точнее сказать, воспитание тех, кто создает культуру, чей жизненный опыт, открытия, произведения искусства и т.п. остаются в материальных и нематериальных исторических памятниках, традициях и обрядах, и формируют культурно-исторический пласт конкретного народа в конкретный промежуток времени. Однако образование, в свою очередь, тоже реализуется на базе имеющейся культуры. Иными словами, личности, образовываясь и воспитываясь, создают культуру – и культура образовывает и воспитывает личности, которые, в свою очередь, продолжат формирование культуры. Здесь мы подошли к понятиям традиции и новации. Личности, воспитываясь на основе традиции, создают новацию, которая сама впоследствии становится традицией, воспитывающей личности.
Если мы заглянем в историю, то увидим там большое количество уникальных и неповторимых культур. Известны культуры народов-завоевателей – воинственные и горделивые; скромные и тонкие, выкованные в горниле исторических невзгод культуры порабощенных народов. Примечательны эклектичные и толерантные культуры народов, создававших империи. Особенно интересны культуры малых народов, всецело зависимых от больших и могучих соседей. Здесь налицо скрытая зависть по отношению ко всесильным друзьям, обостренное чувство самоидентичности и тайное желание отделиться и жить самостоятельно.
Культура народа постоянно меняется: она развивается, дополняется новыми элементами, привносимыми в нее все новыми и новыми личностями. Если эти новые элементы традиционны для данной культуры – культура в целом не меняется и продолжает воспитывать новые личности на старых традициях. Однако, если в культуру привносятся новые, нехарактерные для нее элементы, влияния и тенденции – происходит изменение культуры, и эта, уже отличная от старой, культура — по-другому воспитывает новые поколения народа. Иными словами, меняется культура – меняются ее воспитывающие свойства и потенциал, — меняются и люди, которых такая культура может воспитать.
Процесс этот вполне естественный, он может протекать абсолютно самостоятельно, однако, при желании, им можно управлять. И среда, в которой можно контролировать изменения культуры народа и воспитывающие свойства последней, — это, конечно же, образование. Именно здесь имеются все условия для того, чтобы трезво оценить и твердо решить: на какие элементы традиционной культуры стоит обращать особое внимание при воспитании подрастающего поколения; какие новации в бытовой, интеллектуальной, правовой, религиозной сфере, а также в сфере искусства стоит признавать, и популяризировать, делая новыми воспитывающими факторами; а какие – наоборот: замалчивать, изглаживать или объяснять их чуждость, пагубность и вред.
Давайте обратим взор на культуру русского народа, проследим ее изменения в новое и новейшее время и оценим ее состояние на сегодняшний момент. Россия и русский народ богаты своим культурным наследием, проникнутым православной христианской духовностью и нравственностью. XVIII, XIX и начало XX века были периодом постепенной секуляризации или обмирщения духовной и церковной жизни народа, превращением живой, воспитывающей традиции в мертвые анахронизмы и музейные экспонаты. На фоне стремительно развивающихся наук и технического прогресса русский народ терял живую веру, увлекался материализмом, прельщался утопическими идеями построения земного рая через попрание всего старого и традиционного.
В XX веке мы видели трагический результат подобных увлечений: потерявший веру и забывший свои традиции народ оказался в жестоком плену у строителей земного рая. Последними была произведена безжалостная попытка вырвать из памяти народа духовную сторону его культуры и создать новую бездуховную и безрелигиозную культуру. Ее идеалы – свободные от своего предназначения женщины, надежно ввинченные в детали государственной машины мужчины и воспитывающиеся вне собственных семей дети.
Конец XX и начало XXI века демонстрируют нам еще более интересную картину. С одной стороны, мы наблюдаем своеобразное «торжество Православия»: вера, утерянная народом в начале прошлого века и старательно уничтожавшаяся в течение семидесяти лет, все же не исчезла, не потеряла свою актуальность и необходимость, а напротив – мгновенно ожила и распространилась по всей стране, снова приняв статус наиболее традиционной религиозной и мировоззренческой парадигмы российского общества.
С другой стороны, современное российское общество и создаваемая им культура являют собой яркий пример результатов безрелигиозного воспитания XX в. Стоило только убрать железный кулак с рабов земного рая – как бездуховная система ценностей советских родителей воспитала еще менее нравственное поколение постсоветских детей. Характерными признаками современного общества и современной культуры являются безграничный эгоизм, не щадящий родителей, не признающий святыни и не боящийся возмездия; потребительское отношение ко всему окружающему и даже к собственным жизненным ресурсам – исключительно в угоду своим желаниям, и, наконец, повальное увлечение виртуальной жизнью, в которой все можно устроить по-своему (был бы только компьютер и интернет). Какая культура воспитала такое общество? Культура, не освященная верой в бесконечно Любящего, но и бесконечно Справедливого Бога; культура, не увенчанная вечными и непреходящими, надмирными идеалами; культура, не удобренная практикой жертвенного служения ближним не ради признания примерным гражданином, а ради духовного и нравственного совершенствования и уподобления Совершенному Богу.
Теперь нам отчетливо видно поразительную разницу воспитательного потенциала и, особенно, результатов воспитания культуры современной и культуры традиционно русской, воспитавшей Александра Невского и Дмитрия Пожарского, Ломоносова и Менделеева, Пушкина и Достоевского, Суворова и Кутузова…
В связи с этим, задачами современного образования (причем не только образования детей) является исправление этой исторической ошибки: восполнение русской культуры утраченными традициями, наполнение живым, практическим смыслом тех традиций и элементов культурного наследия, которые, если и остались, то воспринимаются как пережитки прошлого, считаются ошибочными или утратившими актуальность.
И самое, пожалуй, главное – это возвращение к традиционной для русского народа православной духовности. Человек – существо духовное и его духовность, как и потребность в вере, нельзя уничтожить или «отключить». Человек все равно будет верить: в технический прогресс, в теорию эволюции, или проще – в целителей, экстрасенсов и более примитивных аферистов. Духовный мир человека невозможно уничтожить. Но его можно извратить. Подменить веру, перевернуть ценности, принизить идеалы… Этот процесс уже произошел и дал свои результаты, и нам с вами – тем, кто так или иначе связан с образованием и воспитанием детей, — необходимо по мере наших сил и возможностей инициировать и всячески поддерживать обратный процесс – возвращение в сердца людей утраченной веры, исправление перевернутой системы ценностей и восстановление традиционной для нашего народа настоящей православной духовности.