Воспитательная роль агиографии в образовательном пространстве православного лагеря

«Воспитательная роль агиографии в образовательном пространстве православного лагеря»  

доклад на Научно-практической конференции
«Культура, образование, личность: взгляд из настоящего»
в рамках Козельского выездного заседания XVIII Богородично-Рождественских
образовательных чтений Калужской митрополии.
23.09.2015. г.Козельск.

Наталья Николаевна Соколова, педагог, руководитель детского
православного поселения «Изборский Посад», дипломант Всероссийского конкурса
«За нравственный подвиг учителя» 2009 и 2015 года (г.Санкт-Петербург).  

 

Ваше Преосвященство, всечестные отцы, братья, сестры, уважаемые коллеги!

Детский православный лагерь «Изборский Посад» создан для детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и начал свою работу 1 июля 1997 года по благословению правящего архиерея Псковской епархии и духовника лагеря протоиерея Алексия Вовченко при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Старый Изборск Печерского района Псковской области. Нам, педагогам лагеря, очень важно, что лагерь духовно окормляет чуткий, внимательный пастырь, о чем свидетельствуют слова, сказанные батюшкой (обращение к слайду)

Местами, где есть возможность почувствовать связь между прошлым и будущим, богата наша земля. Старый Изборск – одно из них. Попадая в эту естественную среду, где меньше чувствуется влияние цивилизации, ребенку можно помочь ощутить дыхание духовной культуры прошлого, которая здесь словно застыла и не поддавалась расхищению. Даже природа несет отпечаток деятельности человека не просто вольно жившего в этой природе, а защищавшего рубежи своего Отечества, защищавшего свой народ, Родину, детей своих.

Лагерь работает в дни всех школьных каникул. Сегодня география проживания воспитанников лагеря уже достаточно широка. Он стал уже международным. За прошедшие 19 лет здесь побывали школьники и студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова, Пятигорска, Новороссийска, Петрозаводска, из ближнего и дальнего зарубежья. Как правило, те, кто побывал в «Изборском Посаде», возвращаются сюда вновь.

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Лагерь начал свою работу в день Всех святых в земле Российской просиявших. День этот заставляет задуматься об истории нашей Церкви, о судьбах ее святых, и о каждом из нас. Для детского возраста характерна тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах. Христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции. Невозможно понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком, невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Нельзя строить будущее, не зная прошлого. В воспитательной работе важно рассматривать традицию как ресурсообразовательную практику.

Цель, которую мы ставим в работе с житийными материалами: создание условий для формирования конструктивного отношения к миру, людям и себе посредством приобщении детей и подростков к истокам православной культуры.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

  • способствовать формированию целостного духовно–нравственного и социально–личностного развития детей и подростков на основе приобщения к традициям православной духовной культуры;
  • содействовать формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире человека, о житиях святых, знакомить с основными религиозными понятиями;
  • воспитывать у детей уважительное, милосердное, внимательное отношение к окружающим, навыки доброжелательного и добродетельного поведения;
  • Способствовать формированию морально-волевого компонента на примере житийных документов.

Особо хочется отметить, что при всем внимании к возрасту детей, жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке. Воспитание подростков на примере жизни святых угодников Божиих является для нас своеобразным ориентиром. В нашем храме – церкви Рождества Богородицы – под спудом покоятся мощи святого преподобного Серапиона Изборского, устроителя в 16 веке одноименного девичьего монастыря. Поэтому, каждый, впервые приехавший в лагерь ребенок, в первую очередь узнает именно его житие. В нем мы находим глубокое духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа – любви к ближнему и служения ему.

Дети наши, натуры ищущие. Им недостаточно услышать житийный материал, прочитанный педагогом, и, ответить на несколько наводящих вопросов. Преподанный таким образом материал не заинтересует, пройдет мимо. Разовая информация проходит бесследно. Необходима системность подачи информации. Чтобы подросток услышал и осознал, принял новый материал, который мы ему предложили, необходимо создать такие условия, чтобы он мог погрузиться в это житие, прожить, стать его участником… Но, об этом чуть позже.

Почитание святых, благоговейное внимание к их жизни и подвигам на каждой смене приводят нас в святые места. Рассказы об истории возникновения монастырей и жизни монахов, организация деятельности на православных приходах, встречи и живое общение с прихожанами и священниками – вот те малые крупицы, из которых складывается личный духовный опыт воспитанников «Изборского Посада. Делом чести для посадников является участие в Богослужениях и выполнение послушаний в святых обителях, которые мы посещаем.

В паломнических поездках важно позаботиться о том, чтобы посетить такие храмы, в которых священники готовы уделить детям внимание. Паломничество отличается от экскурсии в первую очередь тем, что ребята становятся непосредственными участниками духовной встречи, а не внешними наблюдателями. И еще важный момент: паломничество обязательно связано с необходимостью совершить какое-то усилие над собой: встать пораньше, лечь попозже, преодолеть усталость от дороги. И, важно объяснить ребятам, что все это будет нашим малым духовным подвигом.

А видимыми результатами паломнических поездок становятся творческие представления, рисунки, стихи и песни, а может быть, даже, сочинение в стиле комиксов, таких привычных современным детям.

Одна из смен лагеря называлась «Сказки «Изборского Посада». В паломнической поездке ребята получили задание узнать, о чем вздыхают стены монастырские?

Творческим отчетом одной из дружин я хочу поделиться с Вами:

0 чем вздыхаете вы, стены монастырские?
О чем поведаете, тысячи камней?
Вздохнув, устало крепи богатырские
Ответили, как шепот множества людей:
Стоим мы здесь с шестнадцатого века,
Немало мы увидели чудес…
И много встретили закатов и рассветов
Под пологом лазоревых небес.
Во время войн нас кровью заливали
И выдержали двести мы осад.
Четыре раза внутрь проникали
Враги, Но Матерь Божия хранила град.
И не смотря на войны, непогоду,
Гонения в двадцатый страшный век,
В стенах не умолкает служба Богу,
Стекаются паломники и в дождь и в снег.
Здесь с верою несут монахи крест,
Молитвами Россию охраняя,
И колокольных звонов благовест
Летит, нас всех с небес благословляя.
О чем вздыхаете вы стены монастырские,
И что за тайны прячутся
В морщинистых щеках?
Вы милость Божию родной земли Российской
Для русских сохраняете в веках.

Однако, паломничества не являются единственной формой работы в этом направлении. Усвоению житийных материалов способствуют инновационные педагогические технологии. Редкий день в лагере не начинается с вопроса: «А сегодня мастерская будет?». Творческая педагогическая мастерская – это не занятия ремеслом или прикладным творчеством. Это глубоко интеллектуальное и эмоциональное занятие. Технология педагогической творческой мастерской в «Изборском Посаде» была выбрана педагогами не случайно: мы пришли к ней опытно-практическим путем. Эта технология стала любимой у наших ребят. Потому что в ходе творческого поиска происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника – и учёным, художником, явлением культуры в целом; наконец, идёт внутренний диалог каждого – диалог с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие. За время работы лагеря творческая мастерская зарекомендовала себя как эффективная педагогическая технология.

Если мастерская была проведена правильно, то по окончании ее у участников обязательно возникают вопросы, на которые ребята уже САМИ хотят найти ответы. Поэтому, второй ведущей педагогической технологией в нашем лагере является метод проектов.

Проектная деятельность помогает ребятам развивать такие знания и умения, которые научат в будущем принимать как коллективные, так и личные решения. Педагог в проектной деятельности не передает информацию, а создает условия для получения детьми личного практического опыта. А воспитанники, переходят к активному поиску информации, ее критическому осмыслению, использованию на практике. Практический опыт участников проектов как раз и направлен на то, чтобы сформировать четкое понимание существующих причинно-следственных связей в окружающем мире.

Как итог: в конкурсах из цикла «Уроки добра в образовательном пространстве Санкт-Петербурга», учредителями которого являются Комитет по образованию СПб, Санкт-Петербургская епархия, наши воспитанники на протяжении нескольких лет становятся победителями и лауреатами в номинациях «исследование», «фото и видеопрезентации», «музыкальное творчество», изобразительное искусство и прикладное творчество. За высокое качество исполнения работ экспертным советом особо выделено несколько проектов.

Победа в конкурсе не является для участников самоцелью. Выполняя эти проекты, ребята не только усваивают новый материал, но, осваивают новые техники и технологии, учатся общаться, сотрудничать, союзничать, одновременно становясь соавторами программы смены. Презентации всех проектов проводятся на смене. И, конечно, радостно, что опытом, полученным в лагере, сегодня делятся наши взрослые воспитанники. Одним из интересных коллективных проектов для наших ребят стал конкурсный проект «Лестница в небо». Это был проект, в котором финалистам предлагалось принять участие в росписи пролетов на колокольню храма святого Амвросия Оптинского в Пригородном хозяйстве Успенского подворья Оптиной Пустыни в поселке Сосновый Бор Ленинградской области. Это место для нас не просто знакомое, но, любимое. Здесь наши ребята не только отдыхали, но и проходили послушание, участвовали в Литургии. Приняли участие в конкурсе 25 посадников. Из 50 финалистов конкурса 10 были воспитанниками «Изборского Посада».

Конечно, вся та работа, о которой я сейчас рассказывала, не имела бы духовного смысла, если бы не было молитвы. Кроме молитвенного правила, подготовки к исповеди и причастию, традиционными стали в лагере крестные ходы. Традиция это родилась здесь, на Вашей земле, в 2005 году, когда группа наших ребят приняла участие в крестном ходе памяти святого цесаревича Алексия от деревни Акатово до Шамординской обители.

Возвращаясь к началу доклада, еще раз хочу подчеркнуть: элементы системы работы с житийными материалами могут использоваться в любом порядке, в зависимости от Вашей, педагогической задумки, но… Это звенья ОДНОЙ цепи. И если Вы будете мастерски их использовать, то и плоды этой работы будут достойными…вот, как, например стихотворение 14 летней девочки из Нижнего Новгорода Насти Исполиновой:

В суете перепутанных дней мы, не помня о прошлом, бежим.
Сокращаем дороги свои, возвращаться назад не хотим…
Лишь на миг островки бытия с незаметной и доброй судьбой
Открывают нам двери свои, дарят нам тишину и покой.

Место дивное: Старый Изборск. Он могучей твердыней стоит.
И от ветров безпутства и зла православную веру хранит.
Там равнины, леса и поля, стены храмов, кресты, купола,
Весть благую народу несут, открывая нам смысл бытия.

Сколько разных секретов и тайн… Благодатью нас Русь одарит…
Непроглядный развеется мрак, бирюзовый простор поманит…
Надо помнить, что жизнь коротка, может времени не хватить…
Чтоб, спасаясь, спасти других, надо праведно нынче всем жить.