2 июня в приходском доме при храме Преображения Господня состоялась встреча в форме беседы с реставратором и искусствоведом Парусовой Еленой Александровной

211

2 июня в приходском доме при храме Преображения Господня состоялась встреча в форме беседы с реставратором и искусствоведом Парусовой Еленой Александровной.

По благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты с осени 2023 года велись изыскательные и реставрационные работы с наборной иконой Преображения Господня из уральских камней самоцветов начала 19 века, принадлежащей Нижне Прысковскому храму.

Об истории и работах, проведенных с образом, всем собравшимся поведала реставратор и искусствовед Парусова Елена Александровна.

Собравшихся приветствовал настоятель храма иерей Тихон Худяков. Он рассказал всем о том, как образ попал к покойному настоятелю протоиерею Леонтию Никифорову. Также от лица прихожан выразил глубокую благодарность Галине Васильевне Ананьиной за инициативу по проведению изыскательных и реставрационных работ, Юрию Анатольевичу Василенко за организацию и помощь в проведении данных работ и Елене Александровне Парусовой за бережную реставрационную работу.

На встрече присутствовали представители организаций, организовавших и принявших активное участие в изыскательных и реставрационных работах: компания «Клио Экспо» (Москва) и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства (Москва) организаторы выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство».  А также Калужские краеведы, Козельские экскурсоводы и духовенство и прихожане храма.

Наборные (или рельефные) иконы – уникальный вид творчества уральских мастеров. Первые сведения о подобных иконах относятся к концу 18 – началу 19 века. Создателями школы наборной иконы были талантливые живописцы Златоустовского оружейного завода: Николай Никитович Бушуев, Петр Клементьевич Бояршинов, Александр Евтихиевич Тележников. Их дети – Иван Бушуев, Петр и Андрей Бояршиновы, также продолжившие развитие этого искусства.

Наборные образа Златоустовской школы создавались в период с конца ХVIII века по 1860-е годы. Уникальность наборных икон заключается в объемной композиции и своеобразной технике исполнения: основа композиции – горный пейзаж или пещера исполнялись (набирались) из полудрагоценных камней, минералов и драгоценных металлов, закрепленных на мастике к дощатой основе ящика. На переднем плане – фигуры людей и антураж, выполненные из папье-маше и расписанные в технике акварельной живописи. На заднем плане – живописный фон на бумаге. Или по левкасу. Таким образом, наборные иконы имеют трехмерное пространство, в отличие от традиционных икон, написанных на досках.

Производство таких икон было очень трудоемким. Они изготавливались штучно, по частному заказу или для экспозиций художественно-промышленных выставок. Кропотливая работа мастеров наглядно отображала богатство недр Урала.

В 2004 году в Санкт-Петербурге была восстановлена и вновь освящена церковь Горного института, когда-то Горного кадетского корпуса.

Среди старинных икон этого храма два необычных наборных образа работы Николая Бушуева и Петра Бояршинова. Николай Никитович Бушуев с 1808 по 1811 год занимался росписью храмов в Оренбурге. В частности, им была украшена Петропавловская церковь, которую позднее, в 30-х годах XX столетия, снесли. Именно там подобную необычную икону и увидел в 1924 г., находящийся в свите Александра I Вице-Директор Департамента Горных и Соляных дел и отдал приказ изготовить подобные для церкви Горного Кадетского Корпуса, выбрав для этого два известных сюжета.

Всего в изделиях насчитывается тридцать четыре вида различных минералов и горных пород. Среди них топазы, аквамарины, аметисты, горный хрусталь, дымчатый кварц, малахит, яшма, письменный гранит и амазонит, галенит, халькопирит, крокоит, родонит. Каменные материалы заказывались преимущественно на екатеринбургских заводах. Однако некоторые позиции невозможно было отыскать, так что аквамарины, халцедоны, сердолики и шерлы покупались у вольных продавцов. В этих иконах имелись и 4 золотых самородка, из которых уцелел только один. Остальные ушли на «нужды революции» после 1917 г.

Еще одна икона находится в Государственном музее истории религии в Санкт- Петербурге.

Сведения о других работах крайне скупы либо вовсе отсутствуют.

Икона «Преображение Господне».

Предположительно авторство принадлежит Петру Клементьевичу Бояршинову, который трудился вместе с другими мастерами — Александром Тележниковым и Николаем Бушуевым в чертежной мастерской при Златоустовском заводе. Это было место, где выполнялись различные необходимые для железодеятельного завода работы: чертежи рудников и окрестностей, зданий и сооружений, топографические съёмки, акварельные зарисовки местности, живописные картины и иконы. Именно здесь и родились на свет удивительные наборные иконы, где образ дополняли уральские камни.

Начальный этап – очистка от пыли и загрязнений и, что вызвало наибольшую сложность, от старого акрилового лака, которым были покрыты все камни в ходе одной из предыдущих реставраций. Многим образцам минералов требовалась шлифовка. В реставрации нуждалась и сама деревянная коробка – основание иконы с рамкой. Необходимо было устранить трещины и зазоры, восстановить позолоту и орнамент, демонтировать старую подсветку по внутреннему контуру короба. Затем наступила очередь основного этапа работы – восполнение утраченных камней, укрепление имевшихся, воссоздание композиции рельефа, учитывая цветовую палитру минералов. Все это укреплялось на специальный состав наподобие мастики, устойчивый к температурным перепадам и механическому воздействию. При этом не стали изыматься и уже утвердившиеся на своих местах за последние десятилетия образцы камней со священной горы Фавор и Синайского полуострова, добавленные собственноручно ныне почившим протоиереем Леонтием Никифоровым.

Основные минералы, которые можно теперь увидеть в рельефной части иконы «Преображение Господне»: Дымчатый кварц, горный хрусталь, морион, аметист, турмалины, шерл, берилл, аквамарин, амазонит, малахит, азурит, слюда, пирит, родонит, яшма, халцедон, сердолик, крокоит, уваровит, гранаты (альмандин андрадит) полевой шпат, кальцит, мрамор, дендритовый опал, гетит.

Работы по реставрации продолжились через пару месяцев. За это время скрепляющий раствор полностью «установился». Можно было оценить прочность крепления каждого камня. Теперь предстояло заполнить пустоты мастикой и одновременно декорировать крошкой пирита и кусочками блестящей слюды. В этой работе использовался исключительно уральский материал. Также необходимо было зашпаклевать и декорировать трещины между деревянной коробкой и основанием.

Параллельно шла реставрация багетной рамы и живописного слоя, где имелись потертости, оставшиеся под более поздним слоем лака. Крошки пирита и слюды.

Особую благодарность хочется выразить Лаженцевой Любовь Васильевне, посвятившей несколько лет своей жизни историческим изысканиям на тему наборных икон Златоустовских мастеров. Именно она первой способствовала установлению авторской принадлежности иконы Преображения Господня и предоставила собранную ценную архивную информацию.

*Л.В.Лаженцева – бывший старший научный сотрудник Златоустовского краеведческого музея, эксперт РФ по культурным ценностям (холодное оружие Златоустовской оружейной фабрики и современное) искусствовед, автор научных статей и исследований. А также Людмиле Алексеевне Будриной, давшей независимое экспертное заключение о том, что данная икона — одна из наборных образов Златоустовской школы, датируемая первой половиной 19 века.

*Л.А. Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета. Автор более 150 публикаций по истории камнерезного искусства и его памятников.