Торжество Православия

156

24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, епископ Козельский и Людиновский Никита совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Успенском кафедральном соборе города Козельска.
Его Преосвященству сослужили: иеромонах Паисий (Курмаз)- настоятель собора, протоиерей Антоний Хатунцев, иерей Елисей Тимофеев, иерей Евгений Чуркин, диакон Евгений Ковригин и диакон Димитрий Лутков.

На литургии были вознесены особые прошения и молитва о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви за каждым богослужением.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения о здравии «всех в террористическом акте в Красногорске пострадавших», а также вознесена заупокойная ектения с прошением «о  новопреставленных безвинно убиенных».
По отпусте литургии священнослужители в центре храма совершили молебное пение Торжества Православия, а затем заупокойное богослужение о безвинно убиенных в террористическом акте в Красногорске.

Завершая богослужение епископ Никита обратился к верующим с архипастырским словом.

Первое воскресенье  Великого поста называется Торжеством Православия. Это праздник был учрежден в 843 году по итогам Собора, состоявшегося в Константинополе. Он был посвящен восстановлению почитания икон после долгого периода иконоборчества и победе Церкви над ересями. В VIII–IX вв. Церковь пережила две волны иконоборчества — тогда неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира» привела к признанию святых образов идолами. Иконы и фрески уничтожались, за их почитание грозило изгнание, тюрьма, а иногда пытки и смерть. В 787 году в Никее состоялся VII Вселенский Собор, который осудил иконоборчество как ересь. Однако в последующий период противники иконопочитания не раз пытались взять реванш. Так было и в правление византийского императора Феофила. Однако после его смерти государством стала управлять его супруга Феодора, которая восстановила иконопочитание. Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме. Участники Собора в Константинополе подтвердили православное учение об иконе, ранее провозглашенное VII Вселенским Собором.

В Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста, поскольку в 843 году праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов.