Помолиться святому, родившемуся в Козельске,  приглашаем в Благовещенский храм

353

26 января наша Церковь совершает память преподобного Елеазара Анзерского чудотворца и  Козельского молитвенника.  Накануне 25 числа в Благовещенском храме града Козельска в  17 часов состоится всенощное бдение с  чтением акафиста святому, а  26-го в 9. 30 -Божественная литургия, которую возглавит епископ  Козельский и Людиновский  Никита.

В Курске особо чтут память Серафима Саровского, родившегося там. На Тамбовщине   помнят рожденного в тех краях Амвросия Оптинского, а Матрону Блаженную особо почитают на родной для нее Тульской земле. В разных городах и краях с радостью помнят и чтут святых земляков.  Хотелось бы, чтобы  и в Козельске росло почитание святого козельчанина.

Козельск — город, где  родился великий принцип русской души и воинской доблести: «Умрем, но не сдадимся!», на века ставший духовной крепостью России.  Соловки — могучий северный форпост Руси, защищавший Русь от шведов и британцев. Преподобный Елеазар оказался своего рода живым  «мостом», соединяющим эти два стратегически значимые пункта нашей духовной географии.

Уроженец славного, древнего града Козельска преподобный Елеазар — основатель скита на острове Анзер на Соловках. Прибывший сюда в 1614 году — он свое отшельничество начал с того, что воздвиг своими руками деревянный крест. Позднее на разных островах Соловецкого архипелага было около тысячи поклонных крестов. Все их уничтожили в 20-е годы прошлого столетия. Потом в этих местах расположился СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения, где многие приняли страдания и муки за веру Христову.  А еще за сто лет до наполеоновского нашествия  преподобному Иову, бывшему тогда настоятелем Анзера, было явление Божьей Матери. Богородица  указала ему, что гору на острове следует наречь Голгофою. Рядом с Пресвятой Девой был и преподобный Елеазар. Так было явлено знамение будущего мученичества многих верующих. А теперь на Анзере растет береза , которую на фото видели миллионы людей: ее ветви образуют правильный крест. В наши дни Анзер принимает многие тысячи паломников.

Около 40 лет трудился преподобный Елеазар на Анзере, более полутора десятилетий он был занят строительством каменного храма в честь Святой Троицы. Один из приделов и храма был посвящен  святому Михаилу Малеину — небесному покровителю Царя Михаила Феодоровича, первого из рода Романовых. И Государь, и его мать — благоволили Анзеру, на их пожертвование и строился храм. На это благоволение молитвенник и прозорливец Елеазар откликнулся особым образом: именно по его молитвам был рождён наследник Алексей Михайлович. Долгое время у Царя рождались только дочери. Отсутствие наследника вызывало опасность новой смуты в государстве. И по совету царского кума, крестившего всех дочерей государя, в Москву был приглашен именно Елеазар, слава о духовных дарованиях которого шла по Руси.

Вынужденный оставить свое отшельничество преподобный Елеазар прибыл в Москву и сразу предсказал Михаилу Феодоровичу, что наследник у него будет. Моления о даровании наследника преподобный Елеазар совершал в Чудовом монастыре в Кремле, основанном митрополитом Алексием в 1365 году  в благодарность за чудесное избавление от слепоты ханши Тайдулы, матери хана Джанибека. Видимо, потому и рожденный царевич был назван Алексием.

Второй раз преподобный Елеазар покинул Анзер тоже по царскому зову: когда Алексей Михайлович взошел на царский престол, он пригласил его в столицу. Государь знал с детства, по чьим молитвам он был рожден, и почитал его как второго своего отца.

Когда Алексей Михайлович совершал большую поездку по стране с намерением доехать для богомолья в Киев, он побывал и в наших краях. Совсем немного он не доехал до Козельска. А вот в Успенском Гремячевом монастыре – Государю было явление Пресвятой Богородицы.

Можно сказать, что преподобный Елеазар сам напомнил о себе подзабывшим его козельчанам. В 2008 году в Благовещенский храм пришел один из Оптинских насельников  и вручил текст акафиста преподобному. Он был когда-то получен им от отца Валерия Даниличева. Этот текст акафиста был создан в 60-е годы двадцатого века, и он заметно отличается от прежнего акафиста, составленного в 1910 году. В дореволюционном варианте говорится: «Радуйся, Отечество и род свой оставивый!» Но нет никаких указаний на то, что «отечеством» святого был именно Козельск.  А в новом акафисте в первом же икосе сказано: «Радуйся, града Козельска богоизбранное чадо!» В молитве, завершающей акафист, есть и такое прошение: «воспомяни во святых твоих молитвах пред престолом Господа Сил град твой Козельск, идеже процвете младенчество и непорочная юность твоя!»

Вскоре усилиями актива Козельского общества русских литераторов небольшим тиражом был издан текст этого акафиста с кратким житием святого. В нем преподобный Елеазар назван «Анзерским чудотворцем и Козельским молитвенником». А для Благовещенского храма  была написана икона преподобного, теперь известная многим козельчанам.

Тогда общественный актив города и КОРЛ вели разностороннюю деятельность для присвоения городу звания воинской славы. Несколько человек, воодушевленных таким возвращением святого Елеазара в родные ему края, стали келейно читать ему акафист. Не прошло и года после этого возвращения — и город это звание получил.  Думается, особую роль в этом сыграло молитвенное радение святого нашего земляка за родной город.

Конечно, молиться за свой город и край мы можем всем святым, каким пожелаем. Но следует знать и помнить, что в небе нашей русской святости сияет звезда козельчанина Елеазара, коего можно считать за сугубого нашего молитвенника.

Галина Эдуардовна Горохова, председатель Козельского Общества Русских Литераторов.