История Никольского храма города Козельска

994

Церковь Никольская 1740 г.


Исторические свидетельства.

«…Построенный  после пожара 1777 года заново,  по Высочайше апробованному плану, Козельск, по своей наружной благовидности, не говоря уже о красивом местоположении, принадлежит к числу лучших городов Калужской губернии. В нем считается ныне восемь церквей,- все каменныя..»[1]

«… На северной стороне города близ торговой площади, у самой окраины береговаго возвышения речки Другусны… стоят рядом три церкви, образуя вид городского кремля: эта группа, как издали, так и вблизи составляет украшение города,- единственный памятник его древней жизни и значения…»[2]

«…Николаевская церковь построена в 1740 году обергофмаршалом Дмитрием Андреевичем Шепелевым. Сохранилось предание, что сей царедворец при своем богатстве, отличаясь духом благочестия и усердия к вере, построил в разных местах по городам, монастырям и своим вотчинам до 70 церквей, а на окончание недостроенных завещал значительный капитал. Он скончался (как видно из синодиков сей церкви) в 1759 году 14 мая в Петербурге; тело же его, по завещанию, перевезено в Козельск и погребено в этой самой церкви 7 марта 1760 года…»[3]

«…В 1861 году распространилась трапезная церковь с устройством нового придела в честь Пресвятой Богородицы её икона «Утоли моя печали», по осени того же года при уборке лесов, одна лесина с силою ударилась по месту погребения строителя Шепелева, впереди ящика церковного старосты, аршин 5 от порога, пробила пол и верхнюю часть склепа, через что обнаружился и самый гроб. Яма сия тут же исправлена…»[4]

«…В теплом приделе, во имя святого великомученика Иоанна Воина, местная икона сего угодника на кипарисной дске, старинного письма, серебро в позлащенном окладе, сделанном усердием местных жителей, что надписано в  клеймах оклада. Известно, что к сему угоднику Божию прибегают с мольбою для открытия похищенного имущества…»[5]

Никольская церковь. Фрагмент иконостаса. Фото 1920-х гг. Из книги В.И. Николаева «По Калужской земле»

«… В настоящей – иконостас хорошей резьбы с цировкою; на поклоне написан тропарь св. Николаю и 1786 год. (вероятно год обновления церкви после всегубительного пожара 1777 года); местная икона святителя, древняго письма, в сребропозлащенной ризе, а над царскими дверями небольшая икона Иверской Божией Матери, по сказанию старожилов, чудесно уцелевшая от пожара…»[6]

«…Итальянское зодчество этой церкви запечатлено стилем «Возрождения», или лучше сказать роккоко, появившимся в Москве в конце 17 века. Внешние стены, окна, входные двери с крыльцами под навесом, стройный осьмиугольник и трибун церкви и одинакового с нею стиля колокольня, красуются разнообразными орнаментами, отработанными с удивительным искуством и отчетливостью, размещенными с приличием и вкусом: там разныя вычурныя колонны и по карнизам балюстрады, кудреватые сандрики и архивольты, затейливые фризы и другие мелочи, трудные по исполнению. Все эти украшения выделаны из белого камня и лекального кирпича, но, к сожалению, начально повреждены в пожаре 1777 года, а после большей частью сняты по «неимению средств к поддержке»…»[7]

«…Стены выложены сплошною кладкою из тяжеловесного кирпича (без клейм)… «Решетки старинного железа, в виде кругловатых букетов» Колокольня также 1740 г. На ней отличного звука колокол, привезенный, по преданию, храмоздателем из Сибири; остальные пять колоколов 1758 г. Все стены расписаны. В 1879 году живопись промыта и поправлена Козельским живописцем Андр. Копьевым…»[8]

«…Из церковной утвари заслуживают внимания два напрестольные Евангелия: а) Печатанное в Москве при царе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме в 1677 году оболочено синим бархатом. Евангелисты и средина сребропозлащенные. Надпись на листах (1789/1681 года генваря в 31 день дал сию книгу напрестольное Евангелие вкладу в Козельске на посаде в Церковь Николая чудотворца, да великомученика Христова Никиты Козельской пушкарь Трофим Ефимов сын полежальцев, по родителях своих и по усопшей…) б) Евангелие большое дестевое, на александрийской бумаге московской печати 1735 года; На обоих дсках сплошной сребропозлащенный оклад с изображениями обронной работы. На задней дске в кругу вырезано вглубь следующая надпись: «1740 года октября в 1 день сие Святое Евангелие сделано во град Козельск в церковь св. Николая чудотворца тщанием и трудами гофмаршала генерала и кавалера Дмитрия Андреевича Шепелева. «Весу во всем с окладом 19 фунтов».

Также сохраняется как память более отдаленного времени, оловянная дароносица: нижняя часть ящиком, верхняя имеет вид церкви,- рельефныя фигуры на боковых изображениях позолочены…»[9]

Фрагмент плана Козельска 1908 год[10]

«…Е.В. Николаев пишет: «В состав монастыря (Вознесенского – прим. С. Рябова) входила и стоящая рядом Никольская церковь. «Столичный памятник» — подумал я, увидев ее впервые. Я даже и не догадывался, до какой степени это справедливо: в Москве существует — мало сказать, аналогия — несомненный ее прототип: церковь Иоанна Воина на Якиманке (ныне улица Димитрова). Конечно, сходство композиции само по себе еще ни о чем не говорит, «о тут совпадений слишком уж много. А ведь церкви разделяют почти тридцать лет: церковь Иоанна Воина закончена в 1712 году, а Никольская церковь Козельска — в 1740 году. Чем вызвано это сходство, до сих пор остается загадкой. Может быть, гофмаршал Шепелев, на средства которого она строилась, жил в Москве неподалеку от церкви Иоанна Воина и хотел в Козельске видеть ее повторение?»/Е.В. Николаев. По Калужской земле (от Боровска до Козельска). М. 1970. с. 123.

Наш автор-краевед Любовь Филинова справедливо замечает, что Евгений Николаев здесь был не прав. Никольская церковь не входила в число церквей Вознесенского монастыря. На сегодняшний день МЫ НЕ РАСПОЛАГАЕМ НИ ОДНИМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ЭТОМУ МОНАСТЫРЮ. Нет таких сведений и у Л. Кавелина не только в его труде «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни». Нет их и в его книге «Церковно-историческое описание упразднённых монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии» (см. названное, М. 1863. с. 156-157)…»[11]

Храмоздатель.

Портрет работы неизвестного художника, 2-я половина 18 в.

«…В 6384/1376 году приехал из Немец из Свейскаго Королевства в Польшу муж честен имянем Шель, которой по крещении назван Георгием. и переселися в Россию к Великому Князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. У сего Георгия был сын Петр по прозванию Шепель, коего потомки Шепелевы Российскому Престолу многие служили Воеводами и в иных чинах, и жалованы были от Государей поместьями и чинами. Все сие доказывается родословною Шепелевых и другими справками…»[12]

«… Началом карьеры козельского дворянина Д.А. Шепелева была служба в гвардии. Своими усердием и честностью он приобрел расположение Петра I. Честность была фамильной чертой Шепелевых. Это ценилось на верховном уровне, но недолюбливалось придворными: «сам не живет и другим не даёт». Ему вменяли грубость и низкое происхождение. Тоже своеобразная награда. Ругань из уст лихоимцев дорогого стоит. «Жалует царь, да не жалует псарь». Тоже народная мудрость. После Шепелева Потемкин сделал прозрачным военный бюджет и был оболган очковтирателем, Аракчеев ликвидировав очереди-кормушки чиновников был объявлен солдафоном…

По поручению Петра I Дмитрий Андреевич Шепелев являлся государственным застройщиком первоначального Петербурга. Видя современные злоупотребления чиновников в строительстве крупных объектов можно понимать боровшегося с казнокрадством императора в выборе кандидатуры на эту должность. В Петербурге известны три дома Д.А. Шепелева. Первый там, где Петр I организовал свидание Екатерины с братом ее Скавронским. Дом Шепелева был на Фонтанке.

Второй дом в приходе Владимирской церкви. Среди «первых чинов» в приходе были жившие на Фонтанке шталмейстер Р.М. Кошелев, гофмейстер Д.А. Шепелев и другие видные царедворцы. Этот дом на углу Чернышева переулка (ныне ул. Ломоносова) считался одним из самых богатых в Петербурге. При Екатерине II он был куплен в казну. Ныне на этом месте – здания постройки XIX века.

Третий, самый известный дом, вернее дворец, строился вместе с Зимним дворцом, постройкой которого он руководил. Шепелевским дворцом в Петербурге звали постройку 1767 года архитектора Фельтена по Миллионной улице и набережной от Де-Ламотовского здания до Зимней канавки. Его дом считался в то время одним из выдающихся в Петербурге и по богатству, и по изяществу архитектуры. Теперь это здание «Нового Эрмитажа» с портиком со знаменитыми атлантами.

Приближению Шепелева ко двору способствовал его брак с Дарьей Ивановной Глюк, родственницей пастора Иоганна Эрнеста Глюка, в доме которого жила будущая императрица Екатерина- I до прибытия в Россию. Приданое, которое дала Дарье Ивановне императрица, устроившая этот брак, положило основание богатству этой ветви Шепелевых. Несмотря на преданность императору Дмитрий Андреевич в 1718 году уклонился от участия в роковом приговоре над царевичем Алексеем Петровичем.

Герб рода Шепелевых.

 

Не имея детей, и заботясь о повышении нравственности народа, значительную часть своего состояния он тратил на строительство церквей и поддержание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Её благотворителями были Шепелевы как минимум на протяжении трёх поколений. Дмитрий Андреевич продолжил дело отца и в течение всей своей жизни покровительствовал Оптиной пустыни. В уцелевших бумагах пустыни он записан как восстановитель ее.

В эпоху дворцовых переворотов Дмитрий Андреевич оставался государственником. 24-го февраля 1728-го года Пётр II произвёл его в генерал-майоры и возложил на него орден св. Александра Невского. Как сторонник абсолютного монархического правления, Д.А. Шепелев, при восшествии на престол Анны Иоанновны, в числе 166 лиц подписывает протест, составленный историком Татищевым, против кондиций, предложенных Анне Иоанновне. Императрица Анна Иоанновна, уверенная в преданности Шепелева престолу, назначила его членом «вышнего», а потом генерального суда для разбора дела Голицына и дела «о тяжких винах князей Долгоруких». Оба следствия были возбуждены с целью удаления от престола опасных лиц, думавших ограничить самодержавную власть

В день коронования Елизаветы Петровны Дмитрий Андреевич был произведён в полные генералы. По поручению Елизаветы Петровны, известный честностью Шепелев, строил новый Зимний дворец, одно крыло которого было названо его именем. Высокая оценка его строительных заслуг выразилась в пожаловании ему графского титула. 25-го апреля 1743-го года он был награжден орденом св. Андрея Первозванного и 25-го июня 1744-го года сделан обер-гофмаршалом.

Петербургским соседом и шурином, земляком Д.А. Шепелева, был Родион Михайлович Кошелев, шталмейстер, генерал-майор. Они были женаты на двух родных сестрах, дочерях пастора Глюка, в семействе которого некогда жила Марта Скавронская, будущая Екатерина 1. Родственницей Д.А. Шепелева была Мавра Егоровна, жена графа Петра Ивановича Шувалова. Её отцом был Егор Ильич Шепелев, брат Дмитрия Андреевича. Она выросла при дворе с дочерьми Петра I. Была мудрой и волевой придворной, очень похожей на Елизавету Петровну и близкой ей.

В царствования Петра I, Екатерины I и Елизаветы Петровны Д.А. Шепелеву было пожаловано в потомственное владение много деревень и сел в разных губерниях и уездах, но родным городом он считал Козельск. По-столичному изящным был воздвигнутый им в Козельске Никольский храм, ставшей усыпальницей рода Шепелёвых. Построенная на его средства в 1740-м году Никольская церковь, стоит на Белёвской горке (так называлась улица, проложенная по оврагу, – естественной границе поселения). Белевская горка была одной из главных магистралей города. Особенно часто она упоминается в связи с инспекционными поездками Ивана Грозного по «засечным линиям» границы… Это редкий в масштабе всей страны памятник зодчества Петровского барокко. Стиль Петровского барокко не был широко распространен. Редкий потому, что, с одной стороны, петровская европеизация ещё не затронула архитектуру. Петровское барокко было эпизодом отечественной архитектуры, занявшим место между русским средневековым и европейским зодчеством. С другой стороны, такие постройки появлялись лишь при личном участии царя, либо высшей знати, к которой принадлежал наш земляк. Можно полагать, что Д.А. Шепелев взял за образец стоявший в Москве на Якиманке, дороге ведущей в Калугу, церковь Святого Иоанна Воина. Искусствоведы видят в этом Храме стиль одного из главных зодчих Петровской эпохи Ивана Зарудного. Не исключено, что он строил и наш Храм.

Кружевная красавица-церковь является одноглавой, бесстолпной. Храм представляет собой четверик, перекрытый сомкнутым сводом, несущим два убывающих по объёму восьмерика и завершённый гранёной главкой. Декор фасадов тяготеет к западноевропейскому барокко. Он был богато украшен орнаментами из резного белого камня и лекального кирпича, а купола – золочеными звездами. Он стал единственным Храмом центра города, который ремонтировался в богоборческую эпоху. Хотя с каждой «реставрацией» терял некоторые элементы своего убранства: лепнина, звезды, и т.д.

Святитель Николай играл огромную роль в русской духовной традиции. Николай Чудотворец с XIII века стал покровителем городов и защитником от врагов. Он был тесно связан с темой борьбы против ордынского протектората. Его почитание тесно переплеталось с культом Архангела Михаила. Их часто отождествляли, перенося на святого Николая ряд присущих Михаилу функций, в том числе покровителя ратного дела.

Дмитрий Андреевич Шепелев вышел в отставку полным генералом при Елизавете Петровне. Все свои средства он передал на поддержку монастыря Оптиной Пустыни и строительство церквей. Всего стараниями Д.А. Шепелёва было построено более 70-ти церквей в городах и селах России, а на окончание недостроенных Храмов он завещал значительные средства. На деньги Шепелева в Оптиной пустыни в 1750-м г. был заложен новый, каменный, Храм во имя Введения Пресвятой Богородицы, однако строительство Храма затянулось и после смерти Д.А.Шепелева заботу о завершении строительства взяла на себя его племянница, Елизавета Никитична Шепелева. При игумене Аристархе строится сначала колокольня, а затем завершается полная отделка Введенского собора.

Шепелев скончался, как видно из синодиков Никольской Церкви, в 1759-м году 10-го мая в Петербурге, на 83-м году жизни. Тело же его, по завещанию, было перевезено в Козельск и погребено в апсиде алтаря Никольской церкви 7-го марта 1760-го года. Не имея детей, Шепелев завещал все свое богатство жене своей Дарье Ивановне и племяннику Амплию Степановичу Шепелеву…»[13]

Священно-церковнослужители храма в честь

святителя Николая.

«…С 1808 года по 17 февраля 1853 года – о. Евстратий Васильев.

С 20 марта 1854 года по 15 июня 1854 года – о. Александр Смирнов.

С 21 октября 1854 года по 27 февраля 1879 года – о. Феодор Никольский.

С 25 августа 1879 года по 15 сентября 1885 года – о. Константин Казанский.

С 25 сентября 1885 года по 16 октября 1885 года – о. Федор Маланин, возвратившись в Козельскому Успенскому собору.

С 23 октября 1885 года по 10 декабря 1893 года – о. Сергей Пушкин, перешедший в город Калугу, а затем в Спас –Деменск место своей родины.

С 14 декабря 1893 года по 10 января 1894 года – о. Иоанн Зароцкий, переведенный затем в Калугу, что был и раньше священником при церкви Губернского Земства.

С 12 января 1894 года по сие время состоит, пишущий сии строки, многогрешный иерей Дмитрий Никольский, бывший ранее сего ровно 10 лет священником села Попелево, от града Козельска в семи верстах…» Как значится в местных архива он настоятельствовал по декабрь 1917 года.

Дяьконом при Евстратии был до 1947 года Николай Никольский.

С 1847 года по 1879 год его сын Александр Никольский и после 1879 года дьяконская вакансия закрывается.

Псаломщиком или как по тогдашнему дьячком и пономарями были: Василий Беляев, Иван Введенский, Иван Никольский.

С 1866 года Михаил Щеголев…»[14]

 

Советское время.

Документы о сносе и закрытии церквей, переоборудовании их под общественные нужды сохраняются и в центральных, и в региональных архивах. В результате деятельности Постоянной Центральной Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК сформировалась переписка, иллюстрирующая государственную политику по уничтожению Церкви на территории советской России. Сегодня все материалы, созданные в процессе деятельности Постоянной Комиссии (более 1800 дел), хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, фонд 5263). Разнообразные документы дел (акты, выписки из решений местных органов власти, заявлений религиозных общин о закрытии церквей, жалобы верующих на притеснения и т.д.) содержат богатейшую информацию о настроениях общества, судьбах исторических памятников архитектуры, церковного имущества. Основная категория материалов фонда – это дела о закрытии молитвенных зданий, переписка Центральной Комиссии по вопросам культов с местными органами власти и местными комиссиями по различным вопросам проведения культовой политики на территории данного административного района.

Известный церковный краевед А.В. Шатохин (издавший в соавторстве книги «Храмы Жиздринского уезда» и «Храмы Трубчевского уезда»), работая в Государственном архиве Российской Федерации, нашел информацию о козельской Никольской церкви и прислал несколько листочков своих конспектов (ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 587, л. 59-64) (здесь мы для наглядности выделили этот текст прописными буквами).

С любезного согласия Аркадия Вадимовича почитаем их.

Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

Вх. №30-2 от 26.8.1933 г.

От Исполнительного органа Козельской Никольской Общины верующих

Г. Козельск Западной области

заявление.

Фото из книги По Калужской земле

 

 «…15 октября 1932 г. внутри Козельского Никольского храма произошел пожар: сгорел запасной иконостас, сложенный около западной стены, вследствие чего обвалилась часть потолочной штукатурки в теплой части храма, других повреждений не было. Тот же час после пожара председателем Горсовета храм был опечатан, заперт, ключи взяты в Горсовет, сторожихи были удалены из сторожки. Следствием этого пожара произошли следующие обстоятельства.

  1. 25 ноября того же года состоялось постановление президиума Козельского Горсовета, которым предписывалось Исполнительному органу общины произвести ремонт в храме согласно технического осмотра храма и составленного акта с назначением срока внутреннего ремонта к 1 января 1933 г. и наружного к 1 июня того же года, а потому Исполнительный Орган Общины, не отказываясь от производства ремонта, неоднократно просил Горсовет выдать ему ключи от храма для начала ремонта, но всякий раз получал отказ.
  2. Вследствие изложенного в первом пункте, Исполнительный орган общины 13 декабря 1932 г. подал в Областную Комиссию по вопросам религиозных культов заявление с изложением обстоятельств и просьбой предписать Козельскому Горсовету выдать ключи Исполнительному Органу для производства ремонта. На это заявление ответа не получено.
  3. Аналогичное заявление подано в то же время в Козельский РИК [районный исполнительный комитет], а также 27 декабря 1932 г. послан запрос в Областную Комиссию о результатах по содержанию поданного 13 декабря заявления, но как от РИКа, так и из Комиссии ответа не последовало.
  4. Между тем, из Горсовета 14 января 1933 г. поступило Председателю Исполнительного Органа уведомление о состоявшемся постановлении президиума Горсовета следующего содержания.
  • 6

Слушали: о невыполнении договора общиной верующих Никольской церкви на ремонт здания церкви.

Постановили: на основании того, что решение Президиума Горсовета от 25 ноября 1932 г. по вопросу ремонта Никольской церкви после пожара, происшедшего 15 октября 1932 г., Церковным Советом не выполнено в части сроков ремонта, каковые Президиумом Горсовета установлены к 1 января 1933 г., и никаких мер к заготовке материала для начала ремонта Церковным Советом не принимается, Президиум постановляет: договор с религиозной общиной бывшей Никольской церкви считать с сего числа расторгнутым. Для проведения молитвенных собраний верующих бывшей Никольской церкви предоставить помещение Благовещенской церкви. Здание бывшей Никольской церкви предоставить под пионерский клуб, предложить технической части Горкомхоза составить смету на ремонт Пионер-клуба.

Председатель Козин.

Секретарь Никольская.

Считая таковое постановление незаконным, Исполнительный Орган 27 января 1933 г. опротестовал его подачей заявлений – одного в Областную комиссию и другого в Центральную комиссию спешной почтой. Все поданные заявления всегда оплачивались гербовым сбором, однако ни на одно из них ответа не получено.

  1. Пять раз уполномоченные от Исполнительного Органа Общины ездили в Смоленск, где обращались с просьбою сообщить о результатах по содержанию поданных заявлений, и каждый раз получали ответ, что дело еще не разобрано.

Храм остается запертым, ключи по-прежнему в Горсовете, а между тем летний сезон для производства ремонта проходит. Исполнительный Орган Общины просит срочного распоряжения о выдаче ключей от храма и разрешения в нем богослужений, так как в храме нет никакой опасности какого-либо обвала или даже падения штукатурки.

Может быть, что местонахождение Никольского храма в г. Козельске для Горсовета и РИКа является неудобным ввиду его нахождения в центре города и рядом с Нардомом, устроенным в бывшем Георгиевском храме, но в г. Козельске из 8 храмов в настоящее время закрыты 7 храмов, функционирует один только Благовещенский храм, который находится почти на конце города, расположенного почти в одну улицу на 5 километров (в нем есть своя религиозная община), поэтому вполне возможно для Горсовета заменить Никольский храм отдачей для Никольской общины одного из закрытых храмов – именно Богоявленского, который находится на другом конце города, в настоящее время приспособляется под ссыпку хлеба. В крайнем случае Исполнительный Орган на это выразил бы свое согласие под условием свободного срока для производства ремонта ввиду его крайней запущенности со времени его закрытия…

Если ВЦИК [Всероссийский Центральный исполнительный комитет] найдет необходимым заменить для общины Никольскую церковь Богоявленской, то Исполнительный Орган просит дать распоряжение выдать из Никольской церкви в Богоявленскую иконостасы и всю утварь церковную, так как Богоявленская церковь совершенно пустая и в ней всего этого нет и без чего богослужений совершать нельзя.

Ввиду всего сказанного Исполнительный Орган Общины еще раз осмеливается просить срочного распоряжения с выдачей такового или копии его на руки уполномоченному.

Председатель Исполнительного Органа Общины Собянников.

Члены Смирнов, Малахов…

Западный областной ИК [исполнительный комитет]. №9-7-458 от 20.10.1933.

На №30-2 от 26.9.1933.

В постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Москва, Кремль.

Никольская церковь в г. Козельске постановлением Президиума ЗАПОБЛИКа [исполнительный комитет Западной области] от 9.10.1933 (постановление №2801) закрыта и передана в распоряжение Козельского Горсовета.

Основанием для закрытия указанной церкви послужило следующее: Никольская церковь пожаром, происшедшим 15.10.1932 г., была основательно повреждена. Технической комиссией был произведен осмотр здания и составлен акт, после чего Горсовет предложил общине произвести ремонт согласно акта Технической комиссии. Община от производства ремонта категорически отказалась, следовательно, здание церкви в течение года находилось в бесхозяйственном состоянии. Причем интересы верующих были удовлетворены представлением в их распоряжение другой Благовещенской церкви в г. Козельске.

Здание ликвидированной Никольской церкви Козельским Горсоветом приспособлено под зернохранилище.

Постановление Президиума ЗАПОБЛИКа от 9.10. с.г. [сего года] о закрытии Никольской церкви верующими обжаловано не было.

И.о. секретаря ОблИКа Локтев.

Отв. секретарь комиссии Иванов.

…Ответ постоянной центральной комиссии по делам культов при ВЦИК:

30-2 от 9.12.1933 г.

Г. Смоленск. В Комиссию по распространению религиозных вопросов при Облисполкоме. Вх. №9-7-458.

Ваше сообщение по вопросу о закрытии Никольской церкви в г. Козельске принято к сведению. Жалоба верующих, как поданная с пропуском срока, отклонена.

Комиссия отмечает, что закрытие проведено с нарушением установленного законом порядка и предлагает впредь этого не допускать.

Отв. секретарь комиссии Воробьев. Консультант Орлеанский.

Документы настолько красноречивы, что нечего и добавить. Нужно только понимать, что такой порядок действовал по всей стране. Местные власти по закону не имели права закрыть храм, они могли только ходатайствовать о закрытии храма перед облисполкомом, приведя для этого аргументы. Облисполком присылал комиссию, которая составляла нужный акт, например, предписывалось сделать в храме ремонт в кратчайшие сроки, да еще и зимой. А на ремонт общине верующих нужно было еще успеть собрать деньги.

Фото 1940 год. Вид с юго-востока.

После этого храм не закрывался, но опечатывался представителем комиссии, до окончания ремонта в церкви запрещались службы. И если община не успевала сделать ремонт в установленные сроки, то РИК получал довод на ходатайство об окончательном закрытии храма. Когда исполком принимал это решение, то постановление зачитывалось на общем собрании общины и по закону верующие имели право на обжалование только в ближайшие 15 дней и только в постоянную комиссию по культам при ВЦИК. Если этот срок был упущен, в Москве жалобу не рассматривали, храм считался закрытым. А община слала жалобы Калинину, Крупской, Марии Ульяновой…

В то время здания, изъятые у религиозных общин, использовались в нашей стране под клубы, школы, ясли, кинотеатры, больницы, общежития, библиотеки, архивохранилища, спортзалы, музеи, склады, зернохранилища, электростанции.

В Козельске кладбищенская Покровская церковь была закрыта в 1932 году (№2325 постановления Облисполкома) под школу, в 1933 году Никольская церковь (№2801) – под склад, а последний в то время действовавший Благовещенский храм был закрыт 22 сентября 1939 года (№2051) под Дом культуры.»[15]

 

Настоящее время.

 

21 сентября 1994 года храм был передан в постоянное пользование дирекцией НПЦ согласно охранного обязательства – договора Калужскому Епархиальному управлению. В документе значится, что церковь находится на государственной охране в соответствии с решением Калужского исполкома от 12 октября 1987 года № 5230Г.

Приход в честь святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца зарегистрирован Калужским управлением Юстиции 29 ноября 1994 года № 59.

С этого года до 2019 года настоятелем служил протоиерей Валерий Клинов в постриге иеромонах Тихон (Клинов). С 2019 года настоятелем назначен иерей Сергий Дрозд, отец Тихон служит штатным клириком и духовником прихода.

Никольская Церковь была выбрана на для оформления биметаллической монеты 10 рублей из серии «Древние города России.

«…Реверс

вид на Никольскую церковь, вверху слева — герб города Козельска; на кольце по окружности — надписи, вверху: «ДРЕВНИЕ ГОРОДА РОССИИ», внизу: «КОЗЕЛЬСК».

Авторы

Художник: А.В. Гнидин. Скульптор: А.Н. Бессонов. Чеканка: Московский монетный двор (ММД). Оформление гурта: 300 рифлений и надпись «ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ», повторяющаяся дважды, разделенная звездочками…»[16]

Дорогие братья и сестры, если вы располагаете какой-либо информацией или материалами (фото, карты, рукописи и др.) о нашем храме, его строителях или священнослужителях, пожалуйста свяжитесь с нами по телефону

8-910-519-92-82 – иерей Сергий Дрозд или напишите нам snpgk@mail.ru.

Если вы хотите оказать материальную помощь в восстановлении храма, пожалуйста позвоните по указанному выше  номеру.

[1] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Издание 3-е дополненное. Репринтное издание Свято-Введенской Оптиной пустыни. МДА 21 августа 1875 года. Цензор Священник Михаил Боголюбский. Стр.37 приложения.

[2] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Приложение стр. 49.

[3] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Приложение стр. 49.

[4] Рукопись заметок протоиерея градо Козельской Николаевской Церкви Дмитрия Иоанновича Никольского. Заметки за 1915 год.

[5] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Приложение стр. 49.

[6] Рукопись заметок протоиерея градо Козельской Николаевской Церкви Дмитрия Иоанновича Никольского. Заметки за 1915 год.

[7] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Стр. 49-51 Приложения.

[8] «Известия императорской археологической комиссии  выпуск 44. С.-Петербург, 1912. Раздел VIII. Калужской губ., г. Козельск. Николаевскiй храм 1740 г. Страница 42.

[9] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Стр. 50-51 Приложения.

[10] Фото с сайта Народный проект «Энциклопедия Козельска»

[11] Народный проект «Энциклопедия Козельска» С. Рябов «КОЗЕЛЬСКОЕ И ЧУКАВИНСКОЕ БАРОККО» http://www.kozelskcyclopedia.ru/2010-10-05-08-02-07/1-2010-10-05-07-20-18/909-kozelskoe-i-chukavinskoe-barokko

[12] Часть 3 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи стр. 20

[13] Народный проект «Энциклопедия Козельска» В. Н. Зубков «ЗАСТРОЙЩИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И КОЗЕЛЬСКИЙ ХРАМОЗДАТЕЛЬ Д.А. ШЕПЕЛЕВ»

http://www.kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-08-50-49/793-zastrojshchik-sankt-peterburga-i-kozelskij-hramozdatel Приводится в сокращении.

[14] Рукопись заметок протоиерея градо Козельской Николаевской Церкви Дмитрия Иоанновича Никольского.

[15] Народный проект «Энциклопедия Козельска» Л.И. Филинова «Как закрывали Никольскую церковь» http://www.kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-13-30-59/593-kak-zakrywaly-nikolskuyu-zerkowy Приводится в сокращении.

[16] Сайт Центрального банка России. https://cbr.ru/cash_circulation/memorable_coins/

coins_base/ShowCoins/?cat_num=5714-0069