«Шевелит листвой крест-береза». Галина Горохова о том, что общего между соловецким чудом и козельским святым

472

Все, кто часто (а лучше — ежедневно!) следит за церковным календарем, обогащается не только духовно. Он получает возможность постигать и отечественную, и всемирную историю, узнавать личности и судьбы святых людей. Он путешествует во времени, прикасаясь к разным эпохам через жития  святых. И еще свободно «осваивает» разные страны, города и веси. Посудите сами — как богата эта «география» Церкви в одном только январе. 1-го числа — память святого богатыря Ильи Муромца, чьи мощи в Киеве. А назавтра — мы уже в Кронштадте, у святого чудотворца Иоанна Кронштадского. 3-го января — Москва! Память митрополита Петра, перенесшего сюда церковную главную кафедру из Владимира, что стало одним из значимых факторов возрастания роли Москвы. 11-го — мы уже в Вифлееме: память младенцев, убиенных там Иродом. 15-е число поворачивает нас лицом души к Дивеево, чтобы услышать Серафимово «Радость моя! Христос воскресе!». А на следующий день — Париж! Память Женевьевы (Геновефы) Парижской, по молитвам которой одни варвары отходили от Парижа (тогда совсем небольшого), а другие крестились. Вспоминая 23-го января всегда современного пастыря Феофана Затворника — переносимся в Рязанскую область к берегам реки Выши. Здесь святитель 22 года в полном затворе не только молился, но и много писал. Теперь страницы, им написанные, ежедневно востребованы множеством людей.

Есть в январе и наш, козельский день: 26-го  числа — остаемся дома! Совершаем память родившегося в Козельске св.Елеазара. Его почитают как Елеазара Анзерского — по названию того острова на Соловках, где им был основан скит. Остров Анзер славен тем, что здесь небо становится ближе, а порой и вовсе с землей соединяется. Вскоре после Великой Отечественной войны в калужской епархии был составлен акафист св.Елеазару, где к нему молитвенно обращаются: «Радуйся, града Козельска богоизбранное чадо!» В молитве, завершающей акафист, содержится такое прошение: «воспомяни во святых твоих молитвах пред престолом Господа Сил град твой Козельск, идеже процвете младенчество и непорочная юность твоя!»

Можно сказать, что забытый в Козельске св.Елеазар сам напомнил о себе: этот акафист и книгу о нем подарил участникам КОРЛ один оптинский инок.  И небольшим тиражом КОРЛ издал текст этого акафиста с кратким житием – «Акафист и житие преподобного отца нашего Елеазара, Анзерского чудотворца и Козельского молитвенника». Тогда общественный актив города начинал работу по присвоению Козельску звания Город воинской славы. И все время, пока эта работа велась, несколько человек воодушевленно трудились молитвенно — келейно читали этот акафист. Примерно через год возвращения нам памяти о святом козельце — город звание получил!

Житие Елеазара яркое и выразительное. Причем не только его таинственными для нас духовными трудами. От него принял монашеский постриг Никита Минин – будущий патриарх Никон, по его молитвам родился царь Алексей Михайлович. С Никоном у св. Елеазара была долгая размолвка и даже ссора –  тогда инок Никон бежал с Анзера. Уже став патриархом, оказавший непослушание своему пастырю Никон покаялся перед ним и разнообразно помогал скиту.

Царь Михаил Федорович, будучи опечален отсутствием наследника, в поисках молитвенника для обретения сына узнал об Анзерском подвижнике и вызвал его в Москву. Св.Елеазар прибыл в столицу и несколько месяцев провел в Чудовом монастыре в Кремле. Видимо, его сомолитвенником был основатель этого монастыря святитель Алексий — и потому царевича назвали именно Алексеем. Радуясь наследнику, царь предложил Елеазару разные почести и чины духовные, но тот не остался в столице, а вернулся в свое уединение.

Царь Алексей Михайлович, с детства знавший о том, по чьим молитвам он был рожден, после восшествия на трон пригласил отшельника к себе. Тогда Елеазар еще раз побывал в столице.

Известный своей глубокой набожностью Алексей Михайлович появился на свет по молитвам святого, рожденного в Козельске, а матушка царя была рождена в Мещовске. Может быть эти особые нити, связывающие Елеазара с нашими краями, подвели его к чудесной встрече с Пресвятой Богородицей, происшедшей именно на Калужской земле. Известно, что по дороге на богомолье в Киев Алексею Михайловичу было явление Божьей Матери, когда он посетил Свято-Успенский Гремячев монастырь, совсем недалеко от нас.

Кроме молитвенных трудов и духовных подвигов, Елеазар разнообразно трудился: он был мастер резьбы  по дереву и духовный писатель. Среди его писаний есть и такие, которые можно считать автобиографическими. Особенно интересна «Своеручная хартия о бывших ему видениях и откровениях». Здесь есть рассказы об особой стороне жизни подвижника — о борьбе с бесовскими нападениями и о помощи свыше при них.

Первое, что сделал Елеазар, получив благословение на уединение на Анзере — он своими руками воздвиг деревянный крест. К началу ХХ века на Соловецких островах было около тысячи крестов — их все уничтожили в 20-е годы. А многие узники соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) приняли в этих местах страдания и муки за свою веру. Теперь там, на Анзере шевелит листвой чудесная крест-береза, выросшая на месте массового захоронения узников. А остров Анзер, бывший и прежде местом массового паломничества, теперь с каждым годом видит все больше людей около этой березы.

В козельском Благовещенском храме уже около десяти лет есть икона св.Елеазара – сына козельского купца Афанасия Севрюкова. Подвижник непростого XVII-го века – «бунташного», пережившего Смутное время, он ликом своим оказался рядом с иконой преподобноисповедника отца Рафаила Шейченко, служившего в этом храме после ВОВ, прошедшего лагеря века ХХ-го.

Как иногда говорят  – надо знать своих героев! Святые — особый «разряд» героев, и нужно знать их (и о них) как можно больше. Хорошо бы в день памяти рожденного у нас св.Елеазара 26-го января видеть полным наш Благовещенский храм.

                       Галина Горохова, председатель КОРЛ

источник