В КОЗЕЛЬСКЕ МОЛИТВЕННО ПОЧТИЛИ ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКА БОРИСА КОЗЛОВА

355

5 декабря 2021 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы города Козельска молитвенно почтили день память святого мученика Бориса Козлова. Накануне праздника было совершено праздничное всенощное бдение, а в сам день памяти мученика Бориса праздничная Божественная литургия. Богослужения возглавил настоятель храма иерей Сергий Барыкин, в сослужении клириков храма протоиерея Павла Морозова и диакона Евгения Васильева, на богослужении пел хор Сретенской духовной академии. После окончания Божественной литургии отец Сергий обратился к прихожанам с проповедью, в которой уделил особое внимание жизни и трудам мученика Бориса, который в годы гонений нес послушание певчего на клиросе в храме Благовещения Пресвятой Богородицы города Козельска.

Справка: Му­че­ник Бо­рис ро­дил­ся 23 июля 1886 го­да в де­ревне Слеп­цо­во Ко­зель­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ан­то­на Коз­ло­ва. Как мно­гие то­гда кре­стьян­ские де­ти, он в по­ис­ках за­ра­бот­ка ушел в Санкт-Пе­тер­бург и устро­ил­ся на Пу­ти­лов­ский за­вод. Но без­бож­ная в то вре­мя ра­бо­чая сре­да бы­ла нрав­ствен­но тя­же­ла для ре­ли­ги­оз­но­го де­ре­вен­ско­го юно­ши, он ушел с за­во­да и с 1909-го по 1911 год был труд­ни­ком в од­ном из мо­на­сты­рей Санкт-Пе­тер­бур­га, за­тем слу­жил у по­ме­щи­ка в Ма­ло­я­ро­слав­це, ра­бо­тал в Ка­лу­ге, а в 1920 го­ду вер­нул­ся в род­ную де­рев­ню и стал за­ни­мать­ся кре­стьян­ством.
В 1926 го­ду Бо­рис Ан­то­но­вич был из­бран цер­ков­ным ста­ро­стой в По­кров­ский храм в се­ле По­кров­ском неда­ле­ко от Слеп­цо­ва. Ве­ро­ят­но, весь­ма рев­ност­но ис­пол­няя свои обя­зан­но­сти, он стал раз­дра­жать без­бож­ни­ков и, же­лая за­крыть и ра­зо­рить храм, они обя­за­ли его за­да­ни­ем по дро­во­за­го­тов­кам, ко­то­рое он ис­пол­нить не смог, и суд при­го­во­рил его к од­но­му го­ду при­ну­ди­тель­ных ра­бот и трем­стам руб­лям штра­фа. По­сле от­бы­тия на­ка­за­ния Бо­рис Ан­то­но­вич по­се­лил­ся в Ко­зель­ске, ра­бо­тать он устро­ил­ся ко­ню­хом в го­род­ской боль­ни­це, где и жил, а все свое сво­бод­ное вре­мя от­да­вал Церк­ви, он пел на кли­ро­се в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме. Бли­жай­ши­ми его дру­зья­ми и еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми ста­ли жив­шие в Ко­зель­ске мо­на­хи Оп­ти­ной Пу­сты­ни. Вме­сте с ни­ми Бо­рис Ан­то­но­вич и был аре­сто­ван 28 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в Су­хи­ни­чах.
До­про­шен­ные сле­до­ва­те­лем сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что Бо­рис Ан­то­но­вич, «бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти, в ав­гу­сте 1937 го­да до­ка­зы­вал, что Бог спа­сет лю­дей от вар­ва­ров, ко­то­рые за­кры­ва­ют церк­ви. Тай­но по­се­щал цер­ковь в вы­ход­ные дни, где встре­чал­ся с мо­на­ха­ми». «Жи­вя вме­сте с Бо­ри­сом Коз­ло­вым на квар­ти­ре мне из­вест­но, что Коз­лов ча­стень­ко… по­се­щал мо­на­ше­ское сбо­ри­ще в церк­ви, но все это укры­вал от по­сто­рон­них граж­дан, до­ма чи­тал цер­ков­ные кни­ги и до­ка­зы­вал, что толь­ко Бог из­ба­вит лю­дей от му­че­ний и при­зы­вал ве­ро­вать в Бо­га».
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы при боль­ни­це ор­га­ни­зо­вы­ва­ли мо­на­хов, устро­и­ли мо­на­ха Ти­хо­на сто­ро­жем, чем вы­зва­ли недо­воль­ство слу­жа­щих, и про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду про­тив со­вет­ской вла­сти. Тре­бу­ем пра­виль­но­го по­ка­за­ния по это­му во­про­су! – за­явил сле­до­ва­тель.
– Сто­ро­жем боль­ни­цы в го­ро­де Ко­зель­ске был при­нят мо­нах Ти­хон, кто его ре­ко­мен­до­вал, я не знаю, при­нял его зав­хоз… про­па­ган­ду про­тив со­вет­ской вла­сти я не про­во­дил и ни­че­го по это­му во­про­су по­ка­зать не мо­гу.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы тай­но по­се­ща­ли сбо­ри­ще мо­на­хов Оп­тин­ско­го мо­на­сты­ря. Тре­бу­ем по­ка­зать прав­ду!
– Сбо­ри­ща мо­на­хов я не по­се­щал, но цер­ковь я по­се­щал и пел на кли­ро­се вме­сте с мо­на­хи­ня­ми.
21 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­хов Ев­ти­хия (Ди­ден­ко), Аве­ни­ра (Си­ни­цы­на), Сав­ву (Сус­ло­ва), Мар­ка (Мах­ро­ва) и ми­ря­ни­на Бо­ри­са Коз­ло­ва к рас­стре­лу.
Гос­по­ду угод­но бы­ло, чтобы в са­мый день празд­ни­ка Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 4 де­каб­ря, они про­бы­ли в мо­лит­ве, хо­тя и в тюрь­ме, но на зем­ле. Мо­на­хи Ев­ти­хий (Ди­ден­ко), Аве­нир (Си­ни­цын), Сав­ва (Сус­лов), Марк (Мах­ров) и цер­ков­ный ста­ро­ста Бо­рис Коз­лов бы­ли рас­стре­ля­ны на сле­ду­ю­щий день, 5 де­каб­ря 1937 го­да, и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Оп­ти­ной пу­сты­ни». Вве­ден­ский став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь Оп­ти­на пу­стынь. 2008 год. Стр. 113–126.