Епископ Никита совершил заупокойное богослужение на месте расстрела священнослужителей

1011

17 апреля, по завершении Божественной литургии в храме Смоленской иконы Божией Матери города Сухиничи, епископ Козельский и Людиновский Никита в сопровождении настоятеля храма протоиерея Алексия Казакова посетил место, где в 1937 году были расстреляны, не отрекшиеся от Христа священнослужители Православной Церкви.

Архипастырь совершил заупокойное богослужение у памятных крестов, установленных на предполагаемом месте  мученической кончины страстотерпцев.

———————————————————————————————————————

Расстреляны в 37-м

22 сентября 2011

 

74 года назад в Сухиничском районе были арестованы и расстреляны священники и сельский учитель. В начале 30-х годов они уже отбыли свой первый срок в лагерях. Все они проходили по одному делу. Обвинялись в контрреволюционной агитации, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.

Из протокола допроса о. Алексея Лебедева:

— Скажите конкретно о вашей контрреволюционной деятельности, будучи членом контрреволюционной организации.

— Я вёл пропаганду среди населения, чтоб больше шли в церковь, и если кто похоронит умершего человека по-советски, без священника, то я доказывал колхозникам, что так делать нельзя, надо было хоронить в церкви. Во время крестин я настаивал и доказывал колхозникам, чтоб они не давали советских имён, а обязательно имя должно быть духовное, согласно святцам. Собирал пожертвования на Церковь через старост храмов. Доказывал, что власть должна быть от Бога

Как брали эти показания и давал ли о. Алексей эти показания, никто не знает. Но в 1946 году к моей няне приходил человек, приходил тайно, и рассказал о том, что на допросах к о. Алексею применяли физическую силу. И не только, видимо, к нему, ко всем старикам. Было их 17 человек. Всех арестовали в июле-августе 1937 года, а 28 августа тройкой по Западной области всем был вынесен приговор. Перед арестом про людей писали статьи в газете «За коммуну», обвиняя во всех грехах.

За несколько дней до ареста к Алексею Лебедеву приходили домой и угрожали расправой над его единственной внучкой, грозили ему. Просили батюшку только об одном, чтобы он собрал народ у церкви и прилюдно отказался от Бога и веры. Если он сделает это, то его никто не тронет, ему дадут дожить век спокойно. Он сказал, что не сделает этого никогда.

Об этом рассказала внучка о. Алексея. Только в 2006 году она узнала о том, что дедушка был расстрелян, а не умер в тюрьме от старости, как ей сообщили в 1937 году.

Было страшное время. Когда арестовали дедушку (а она жила с ним, так как родители рано умерли), то все родственники и просто соседи боялись даже здороваться с ней, ведь она стала внучкой врага народа. После ареста дедушки арестовали его родную сестру Веру, её мужа Василия и их сына Александра, проживавших в Мещовске. Мужа и сына расстреляли, а Вера пропала. Кто говорил, что она уехала куда-то, кто сказал, что она повесилась. Внучка Алечка прошла всю войну военврачом и всю жизнь боялась вернуться в с. Плющаны. Умерла в 2010 году на Украине.

В селе Соболёвке был арестован о. Павел Ильюшин. Всю жизнь он проработал учителем в Калужском епархиальном училище, а после революции ушёл в священники. Был тихим и добрым человеком, за эту доброту и пострадал. В июне 1937 года в газете «За коммуну» про него напечатали пошлую статью «Тайна попа Ильюшина», причём автор даже не подписался под ней. Бедному старику пришлось столько потом оправдываться, писать письмо в редакцию, которое так никто и не опубликовал. За него писали письма в самой редакции, а потом печатали их от его имени. В селе за священника Павла заступились Митрофан Козлов и Гаврила Панышев. Вскоре Панышев из села куда-то пропал, а Козлова расстреляли в декабре 1937 года.

Про всех священников есть странички на сайте Свято-Тихоновского Богословского университета и в православной энциклопедии «Древо».

Ищу про священников сведения в Калужском архиве. О служении, наградах и церквях, где служили батюшки. В листах уголовного дела написано столько клеветы и лжи о людях!

В 1956 году дело священников пересмотрели, признали, что оно было сфальсифицировано, всех их оправдали и реабилитировали. Правда, оправдывать было уже некого. 11 человек расстреляли в окрестностях Сухиничей, а остальных сослали в Республику Коми, где все они погибли в лагерях. Из Коми мне прислали справку с датами смерти. Из справки видно, что в лагере они жили совсем мало и умирали от истощения. Многие люди, те, кто в 1937 году дал показания против священников, в 1956 году признались, что дали их под угрозой, и отказались от своих предыдущих показаний.

Уважаемые жители Сухиничей и окрестностей! Может, кто-то из вас или ваших родственников знает что-то про этих людей? У оврага, где расстреляли священников, стоят кресты погибшим. 2 июля поисковым отрядом из Мордовии были предприняты попытки найти останки людей. Но, к сожалению, ничего не найдено. Поисковики объяснили, что, не зная точного места погребения, нужно не один день искать останки, и не только в овраге, а вокруг, в каждом ответвлении.

Это место в 70-е годы показал житель Сухиничей, но он мог ошибиться. Может, кто из жителей знает что-то про место расстрела и поможет найти точное место погребения людей. О том, что людей расстреляли в Сухиничах (или его окрестностях), написано в справке из УФСБ г. Смоленска, но место расстрела там не указано. Дело хранится в Калужском УФСБ, а справки о приведении приговора — в Смоленском УФСБ. Прошу, помогите найти точное место расстрела! Адрес и телефон свой оставила в редакции газеты. Буду благодарна за любые сведения. В этом овраге расстреляли и священников из старообрядческой церкви — о. Григория Карпова и других.

Список расстрелянных 7 сентября 1937 года в Калужской области, г. Сухиничи (овраг, недалеко от въезда в город).

Все они проходили по одному делу (архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-6019). Были осуждены 28 августа 1937 года по ст. 58-10, 58-11, приговорены к расстрелу. Некоторое время содержались под стражей в сухиничской тюрьме, что находилась рядом с церковью Смоленской иконы Божией Матери.

  1. Лебедев Алексей Александрович, священник, в 1937 году благочинный Сухиничского района, родился 15 февраля 1869 года — Калужская губ., Мосальский уезд (Калужская обл., Спас-Деменский р.), хут. Ново-Александровский. На момент ареста проживал в Сухиничском р-не, с. Плющаны. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 ч. 50 м.
  2. Никольский Михаил Михайлович, священник, родился 15 декабря 1868 года Калужская губ., Козельский у., с. Прыски. На момент ареста проживал: Сухиничский р-н, с. Клесово. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи.
  3. Сидоров Афанасий Матвеевич, учитель, родился 1 декабря 1912 года — Калужская губ. (Калужская обл., Сухиничский р-н), д. Асаново. На момент ареста проживал в д. Асаново. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи.
  4. Беляев Василий Алексеевич, священник, родился 5 марта 1880 года, Калужская губ., Козельский уезд,

с. Ильинское. С 1915 г. по 1929 г. был благочинным Сухиничского р-на. На момент ареста проживал в с.Уруга Сухиничского р-на. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи.

  1. Попов Сергей Иванович, священник, родился 1 июля 1884 года — Западная (Калужская) область, г. Киров. На момент ареста проживал в с. Маклаки Думиничского района. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи.
  2. Цветков Александр Константинович, священник, родился 1 ноября 1882 года — Перемышльский уезд, с. Борищево. На момент ареста проживал: Сухиничский р., с. Воронеты (Cухиничи, ул.Тургенева, 12). Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи.
  3. Зерцалов Василий Васильевич, священник, родился 24 апреля 1873 года -Калужская губ., Медынский у., с. Ново-Матренино. На момент ареста проживал: г. Сухиничи, Козельская, 11. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи.
  4. Анпилов Дмитрий Васильевич, священник, родился в сентябре 1862 года -Курская губ., Старооскольский у., д. Ампиловка. На момент ареста проживал: Сухиничский р., д. Алнеры. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи.
  5. Смирнов Александр Иванович, священник, родился в 1878 году — Малоярославецкий у., д. Смахтино. На момент ареста проживал: Думиничский р., с. Брынь. Расстрелян 7 сентября 1937 года в 2 часа ночи.
  6. Зерцалов Алексей Васильевич, священник, родился 30 января 1876 года — Медынский у., с. Ново-Матренино. На момент ареста проживал Думиничский р., с. Брынь. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи.
  7. Ильюшин Павел Яковлевич, священник, родился 19 января 1865 года — Мещовский у., д. Малеево. На момент ареста проживал: Сухиничский р., с. Соболевка. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи.

Священники старообрядческой церкви в г. Сухиничи:

  1. Бабанов Тихон Васильевич, родился в 1889 году — Владимирская губ., Шуйский у. (Ивановская о., Шуйский р.), с. Пустошь. На момент ареста проживал: Калужская (в 1937 г. — Смоленская) о., г. Сухиничи. Расстрелян 15 декабря 1937 г.
  2. Шелепов Илья Сергеевич, родился в 1871 году — Орловская губ., Брянский у., с. Колодясцы. На момент ареста проживал: г. Сухиничи (в 1937г. — Смоленская о.). Расстрелян 15 декабря 1937 г.
  3. Карпов Григорий Сергеевич, родился в 1886 году в Западной области, Думиничском районе, с. Брынь. На момент ареста проживал в с. Брынь Думиничского р-на. Расстрелян 12 сентября 1937 г.

 

Надежда ГОЛУБЯТНИКОВА.

Память восстановлена

15.06.2016

Начало XX века прошлого столетия – время противоречивое и неоднозначное в истории России. Сгущая краски над державой, на смену монархии пришел коммунизм. Одной из самых трагических страниц в русской истории являются политические репрессии 30-50-х годов. Они обошлись стране в миллионы необоснованных человеческих жертв, среди которых были талантливые люди, технические специалисты, ученые, писатели, учителя, особенно гонениям со стороны власти были подвержены священнослужители.

Грозные годы не обошли стороной Сухиничский район. Глубокой ночью 7 сентября 1937 года среди перелесков у оврага близ Сухиничей на территории сельского поселения «Деревня Бордуково», недалеко от выезда на федеральную трассу М-3 «Украина», произошел массовый расстрел людей, осужденных за «контрреволюционную агитацию».

Среди них были священники – служители старообрядческих церквей.

Спустя десятилетия на месте жестокой расправы стали появляться поклонные кресты, территория облагораживалась неравнодушными сухиничанами и родственниками погибших. С 2006 года родственница расстрелянного А. А. Лебедева, Н.В. Голубятникова, занималась работой по увековечиванию памяти казненных священников. Женщина по крупицам собирала историю: поднимала архивные документы, делала запросы во все необходимые инстанции, сопоставляла факты и события, соединяя в единое целое то, что когда-то находилось под грифом «Секретно». И её усилия увенчались успехом.

Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области 30 декабря 2015 года принят приказ №37 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ объекта культурного наследия «Сухиничский мемориал памяти жертв политических репрессий». После проведения государственной историко-культурной экспертизы мемориал был признан объектом культурного наследия местного значения, и приказом Минкультуры России от 14 марта 2016 года внесен в Единый государственный реестр памятников истории и культуры.

8 июня этого года состоялось его освящение, которое провели благочинный 2-ого округа Козельской епархии протоиерей Алексей Казаков, иерей Антоний Дёмин и иерей Стефан Колбасин.

В церемонии освящения приняли участие глава администрации МР «Сухиничский район» А.С. Колесников, представители организаций, родственники расстрелянных священников, среди которых была дочь старообрядца, священнослужителя Г. С. Карпова — Татьяна Григорьевна Можарова. Своего отца она помнит плохо, но детская память пронесла через года во взрослую жизнь моменты его ареста и дальнейшего преследования семьи.

Глава администрации МР «Сухиничский район» А.С. Колесников, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Освящение мемориала памяти – значимое событие в нашей истории, которая открывает ее забытую страницу. Мы должны помнить и знать, какой ценой людям пришлось отстаивать свои интересы. Пусть это послужит уроком, а то, что происходило в те годы, больше не повторится».

В свою очередь, учитель истории колледжа транспорта и сервиса Е.В. Кузнецова, занимающаяся со студентами изучением событий того времени, отметила следующее: «Мы очень рады, что это место вошло в реестр памятников культурного наследия. Считаем, что оно должно быть благоустроено. И сделано все так, чтобы люди могли прийти, поклониться, вспомнить о тех, кто здесь был расстрелян за веру. Нужно ценить, уважать и помнить нашу, пусть даже очень кровавую, историю».

— Мы должны помнить темные эпизоды в истории нашего государства, но не надо озлобляться на то, что когда-то было. Память об этом событии остается в наших сердцах на всю жизнь, ее необходимо передавать потомкам, чтобы те выросли настоящими патриотами и любили свою Родину», — напутствовал собравшихся краевед из Думиничского района А.И. Львов, внук расстрелянного Д.Н. Львова.

По завершении чина освящения настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери г. Сухиничи протоиерей Алексей Казаков обратился к участникам церемонии:

— Многие страницы истории написаны кровью, но одно нужно помнить: что те люди, которые их писали, делали это во благо своей родины и народа. Насколько это было правильно? – ответ на вопрос дать могут Господь Бог, и время, которое все ставит на свои места. А нам, читая страницы истории и вспоминая тех людей, нужно быть немного мудрее и лучше, — сказал отец Алексей.

Депутат Законодательного собрания Калужской области Е.Г. Лошакова, присутствующая на освящении мемориала, прокомментировала: «Эта память необходима, в первую очередь, молодежи. Нельзя забывать ни одной страницы истории. Люди погибли за веру, а те, кто совершал над ними расправу, были слепы. То, что происходит в мире, может вновь ослепить народ, и чтобы этого не произошло, молодому поколению на таком примере необходимо знать, чем все может обернуться. Мы обязаны помнить как хорошее, так и негативное».

К подножию памятного места возложили живые цветы, как символ того, что память о том страшном времени, когда «колесо репрессий» давило ни в чем не повинный народ, продолжает жить в сердцах родственников и просто неравнодушных к своей истории россиян.

Надежда ВАСИЧЕВА