Освящение храмового Креста-Голгофы с предстоящими

595

В Казанском кафедральном соборе города Людиново 18 марта, по окончании Великого повечерия, за которым правящий архиерей Козельской епархии – Епископ Козельский и Людиновский Никита совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, состоялось ещё одно, по сути, духовное торжество. Владыка Никита совершил «Чин благословения и освящения новосооруженного Креста» — храмового Креста-Голгофы с четырьмя предстоящими.

Это было долгожданное событие. Распятие с предстоящими было заказано в работу еще в 2018 году. По рекомендации декана иконописного факультета Московской Духовной Академии архимандрита Луки (Головкова), с которым настоятель собора протоиерей Алексий Жиганов знаком еще со времени обучения в Московской Духовной Семинарии, работа была заказана выпускнице иконописной школы Светлане Анатольевне Васильевых. Это был не случайный выбор, так как заказ оказался необычным: нужно было найти удачное сочетание иконописной техники Распятия и четырех, а не двух, как обычно, предстоящих у Креста — с техникой резьбы по дереву в «иконописном» стиле для Голгофы. И по результатам работы – мастерица иконописи оправдала все надежды! За основу была взята икона преподобного Андрея Рублева из Благовещенского собора Кремля – «Распятие с предстоящими», и, хотя она сохранилась с утратами, но это позволило автору проявить свое неординарное мастерство в доработке сюжета. Особенно это понадобилось при работе над фигурами четырех предстоящих – насколько нам известно, это первое храмовое Распятие с четырьмя предстоящими в «постсоветское» время бурного возрождения иконописания. С Голгофой тоже всё оказалось не очень просто, хотя отталкивалась идея мастера от иконописных горок преподобного Дионисия из Кириллова монастыря. Но всё пришлось воплощать в объёме дерева. Поэтому было несколько вариантов Голгофы из скульптурного пластилина, затем несколько доработок окончательного варианта, даже уже при выполнении резьбы по дереву. В результате резная Голгофа на некотором отдалении от всей композиции Распятия с предстоящими Матерью Божией, Марией Магдалиной, апостолом Иоанном Богословом и Лонгином Сотником – воспринимается как писаная на иконе.