Светлой память протоиерея Валерия Даниличева

1734

ВЕРНЫЙ В МАЛОМ

К 10-летию блаженной кончины протоиерея Валерия Даниличева

2 ноября 2018 года исполнилось 10 лет со дня кончины приснопамятного митрофорного протоиерея Валерия Павловича Даниличева, в течение 26 лет бывшего настоятелем Благовещенского храма города Козельска и благочинным 10-го округа Калужской епархии.

В тот холодный осенний день десятилетней давности, ничем в жизни отца Валерия не отличавшийся от прочих своим напряженным богослужебным и рабочим графиком, он служил в своем храме Божественную Литургию и панихиду на Димитриевскую родительскую субботу, молился об усопших близких, перечень которых у него был велик, поскольку в его душе умещалось огромное количество самых разных людей, с которыми он либо дружил, либо просто когда-то пересекался по служебным и прочим вопросам, либо просто молился о человеке, потому что знал, что больше о нем помолиться некому. Не забегая вперед, хочется просто отметить, что последний день его жизни от утра и до кончины прошел в молитве и памяти о нас.

Протоиерей Валерий был из числа тех людей, жизнь которых не ассоциируется с биографией из прошлого, записанной на бумаге. Его искреннее жизнелюбие, активность, желание послужить каждому делали его человеком непрерывного настоящего, и большая часть тех добрых дел, которые он сделал, навсегда осталась лишь между ним и Богом, без широкого круга свидетелей, без историй и лишнего пафоса. В жизни каждого из нас у всего есть своя причинно-следственная связь, и в данном случае подобное мировосприятие и качество веры отца Валерия были неспроста, уходя своими корнями в детство.

Протоиерей Валерий родился 4 июня 1949 года в простой семье, родители Павел и Клавдия были служащими, жили в городе Горьком (Нижний Новгород). С детства под влиянием своей бабушки Анны Валерий интересовался вопросами веры в Бога, жизнью Церкви. Будучи юношей прислуживал в алтаре храма, где служил управляющий Горьковской епархией архиепископ Флавиан. Одаренный музыкальными способностями и красивым голосом, в школьные годы пел в молодежной хоровой капелле при Горьковской филармонии. После окончания школы начал рабочую практику на телевизионном заводе, но вскоре был призван в армию. До армии дружба с верующими людьми, последующий армейский период, полный размышлений, чтения, личное внутреннее движение души – все это в результате подвело Валерия к желанию посвятить свою жизнь служению Богу. После окончания армейской службы и краткосрочного продолжения рабочей деятельности осенью 1971 года он поступает в Московскую Духовную семинарию, где на музыкальном прослушивании у архимандрита Матфея (Мормыля) сразу же определяется в состав нескольких лаврских хоров. Период учебы в духовных школах того времени — это особая тема, поскольку все ребята, поступавшие в те годы, проходили не просто вступительные испытания, но это были, в первую очередь, жизненные испытания глубины стремления и веры, в результате которых отбор проходили лишь те, кто ими обладал и был готов к ответственности за свое решение. Таким образом, коллектив складывался отобранный, каждый из студентов представлял из себя интересную личность, отец Валерий с большой теплотой вспоминал свои студенческие годы, из которых вынес дружбу с будущими священниками, архиереями, и просто замечательными искренними людьми. В этот период Валерий духовно окормлялся у лаврских духовников — архимандрита Наума (Байбородина) и схиархимандрита Иоанна (Маслова). Судьбоносным событием того времени становится знакомство со своей будущей супругой Светланой Алексеевной Вороновой, работавшей тогда в Церковно-археологическом кабинете при Московской Духовной академии. Таким образом, жизнь отца Валерия получила свои очертания и условия для дальнейшего развития, которое не заставило себя долго ждать.

21 января 1972 года по благословению ректора Московских Духовных школ архиепископа Дмитровского Филарета и духовника архимандрита Наума (Байбородина) Валерий Даниличев и Светлана Воронова обвенчались в храме пророка Божия Илии около Троице-Сергиевой лавры, таинство совершил протоиерей Тихон Пелих. Осенью 1972 года в молодой семье появляется первенец, которого нарекли Никоном в честь преподобного Никона Радонежского. В 1973 году семья переезжает в Тулу, и в июле того же года митрополит Тульский и Белёвский Ювеналий рукополагает Валерия в сан дьякона ко Всехсвятскому кафедральному собору, а спустя три года в сан священника. В ноябре 1977 года семью постигает большая утрата: при преждевременных родах на восьмом месяце умирает второй ребенок, девочка, Яна, как хотел ее назвать отец Валерий. Спустя два месяца в феврале 1978 года отец Валерий с супругой и сыном переезжает в Киргизию, где продолжает служение в соборе Воскресения Христова города Фрунзе. Местная жизнь имела свои особенности, которые со стороны были не видны. Социальная атмосфера оказалась национально ориентированной, характер местной культуры также был рассчитан, в первую очередь, на внутринациональное потребление. Все это, а также рекомендация духовника архимандрита Наума, подтолкнули семью к возвращению на родину, сперва в Тулу, а затем в Калужскую епархию, как говорил отец Наум “поближе к Москве”. В декабре 1982 года епископ Калужский и Боровский Илиан принимает отца Валерия в клир Калужской епархии и назначает настоятелем Благовещенского храма города Козельска, в котором он прослужит Богу и людям всю свою оставшуюся жизнь до последнего дня.

Спустя два года после переезда семьи в Козельск у отца Валерия рождается второй сын, Кирилл. Служение в Благовещенском храме входит в стабильное русло, образуются служебные и личные отношения. Будучи человеком активным и деятельным, отец Валерий находит широкую востребованность в самых разных вопросах как в жизни епархии, так и, в первую очередь, возрождении Благовещенского храма, который нуждался в реставрации и воссоздании внутреннего художественного убранства. С 1988 года после назначения наместником Оптиной пустыни архимандрита Евлогия (Смирнова, ныне митрополита Владимирского и Суздальского), отец Валерий включается в процесс возрождения Оптиной пустыни, помогая новоназначенному отцу наместнику с решением вопросов, где имелась возможность такую помощь оказать. Сразу надо отметить, что связь отца Валерия с Оптиной пустынью, с братией монастыря, была очень близкой в первую очередь в личном, человеческом ключе, и эта связь сохранилась до последнего дня его жизни. «Я люблю Оптину», — периодически говорил отец Валерий своим близким, когда в бесчисленный раз его не оказывалось ни в храме, ни дома. Когда в 1990 году настоятельницей Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино была назначена игумения Никона (Перетягина), отец Валерий также участвовал в помощи матушке игумении в возрождении этой святой обители. За неделю до своей кончины по приглашению матушки Никоны батюшка совершал праздничное богослужение в Казанском соборе обители на праздник иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». С матушкой Никоной была дружна вся семья отца Валерия, учитывая общие духовные корни из Троице-Сергиевой лавры, а также общее духовное окормление у архимандрита Наума (Байбородина).

В 1990 году Калужскую кафедру возглавил архиепископ Климент (ныне митрополит), отцу Валерию было поручено новое ответственное послушание благочинного 10-го округа Калужской епархии. Надо сказать, что в обязанности благочинного, помимо решения текущих бюрократических вопросов жизнедеятельности подведомственных приходов, также входит инициатива и ходатайство перед правящим архиереем об открытии новых и реставрации разрушенных храмов. И вот здесь, справедливости ради, надо отметить огромное личное усердие отца Валерия, только в одном Козельске, помимо своего храма, организовавшего открытие еще четырех, три из которых были разрушены, а один на новом кладбище построен с нуля. Это не говоря о множестве храмов и молитвенных общин в целом по благочинию. Помимо настоятельства в Благовещенском храме и послушания благочинного, отец Валерий по благословению владыки Климента преподавал в Калужской Духовной семинарии (в те годы еще училище) Священное Писание Ветхого Завета, а также принимал участие в организации общеепархиальных мероприятий. Немалые труды отец Валерий положил в деле открытия рядом с Благовещенским храмом Козельской православной гимназии, которую никогда не оставлял своим попечением, участвуя вместе с детьми в паломнических поездках, праздничных мероприятиях и поздравлениях правящего архиерея с праздниками Рождества Христова и Пасхи. Важным и необходимым делом отец Валерий также считал духовное попечение о заключённых исправительной колонии в городе Сухиничи, куда регулярно ездил для совершения богослужений, бесед, а также для передачи помощи заключенным. Помимо перечисленных, а также тех многих дел, которыми отец Валерий лично занимался, отслеживая результат, непрестанное внимание уделялось общему состоянию, текущим нуждам и развитию Благовещенского храма. Так был расписан центральный алтарь и четверик, иконостасы покрыты сусальным золотом, отреставрированы и покрашены фасад и крыша храма, обновлены коммуникации, проведено газоснабжение, канализация, на территории храма построен двухэтажный приходской дом, к территории храма заасфальтирована дорога, храм регулярно пополнялся новыми иконами и предметами церковного убранства. Можно долго перечислять сделанное отцом Валерием для Благовещенского храма, но это не исчерпает того духовного вклада, который он оставил, прежде всего, в душах людей из числа постоянных прихожан и всех тех, кто так или иначе обращался за советом и поддержкой в трудный час своей жизни.

Когда отец Валерий был назначен настоятелем Благовещенского храма в 1982 году, приходскую общину составляли прихожане, некоторые из которых в свое время духовно окормлялись у таких известных духовников ХХ века, как игумен Никон (Воробьёв), иеромонах Рафаил (Шейченко) — преподобноисповедник, иеросхимонах Мелетий (Бармин). Одной из таких прихожанок была монахиня Херувима (Манилова), бывшая духовным чадом игумена Никона (Воробьёва), с которым у нее была переписка, в настоящее время опубликованная для духовной поддержки верующих. Старые прихожане подмечали общие черты сходства в служении преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) и отца Валерия, которые проявлялись в ясности и красоте звучания ектиний и возгласов, доступном и внятном чтении Евангелия.

Историческое и духовное значение Благовещенского храма – одного из старейших храмов Калужской епархии, практически не закрывавшегося в богоборческие годы ХХ столетия — это отдельная тема, и отец Валерий прекрасно это значение осознавал и стремился сохранять ту духовную основу и преемство, которые оставили после себя благочестивые предшественники. Так была возрождена молитвенная память известного козельского подвижника XIX века блаженного Тита-молчальника, похороненного около храма на северной стороне от четверика. Также отец Валерий принимал участие в сборе материалов к прославлению в лике святых бывшего настоятеля храма иеромонаха Рафаила (Шейченко) – преподобноисповедника, могила которого на старом центральном городском кладбище пользовалась почитанием у верующих, мощи которого были обретены и перенесены в Оптину пустынь.

Говоря о смыслах, которыми жил отец Валерий, можно назвать не один и не два, он был человек очень разносторонний, порой в чем-то даже противоречивый. Но все же главным смыслом, определявшим его настроение и отношение ко всему в своей жизни, была постоянная потребность в частом служении Божественной Литургии. Именно Литургия, за которой абсолютно разные люди в своем стремлении духовного обновления объединялись в единую евхаристическую общину, была в его сознании единственным окном, через которое свет Божий, свет добра, любви и милосердия поступали в нашу жизнь. Богослужебная жизнь, к участию в которой отец Валерий всегда призывал своих прихожан, была самым настоящим центром его жизни. В храме за богослужением регулярно звучала проповедь. Когда отец Валерий только пришел служить в Благовещенский храм в советское время и произносил свои первые проповеди, из органов государственной безопасности раздавались сигналы о нежелательности этой практики, однако, несмотря на это, проповедническая традиция сохранилась, хоть и не без последствий для самого отца Валерия. Его служение было красивым, внятным и музыкально гармоничным. Гармония стиля, образа, цвета, формы, звука — жизни в целом были общим фоном его мировосприятия. Алтарь Благовещенского храма всегда был наполнен светом, чистотой и живыми цветами. Вместе с тем одной эстетикой храмового пространства отец Валерий не ограничивался, призывая прихожан, в первую очередь, заботиться об эстетике и чистоте собственных душ. Исповеди батюшка уделял важнейшее место в приходской практике. Каждый, кто получал духовное окормление у отца Валерия, может вспомнить его отношение к чужим грехам, выражающееся одной простой евангельской фразой: «Не судите, да не судимы будете». Именно поэтому прихожане, вспоминая свои исповеди у отца Валерия, отмечают такие его принципиальные качества, как неосуждение чужих грехов, снисхождение и милость к человеку. Отвечая на поставленные перед ним вопросы, он никогда не был категоричен, и советуя что-то вопрошавшему, всегда оставлял свободу личного выбора за ним. Отец Валерий указывал на глубокий духовный смысл церковных таинств, и в то же время предостерегал от слепого обрядоверия. Будучи человеком ответственным и последовательным, отец Валерий вместе с тем был человеком неформальным. Приступая к какому-либо делу он знал простую истину: надо засучить рукава, брать и делать самому. Так он проявлял личную и неизменную заботу о своих прихожанах. Певчие церковного хора и ближайшие помощники по храму всегда ощущали эту заботу на себе, часто выражавшуюся в простой вещи: после вечернего субботнего богослужения, когда в Козельске, особенно в зимний период, темно и улицы города освещены не везде, отец Валерий брал и на своей личной машине сам всех развозил по домам, чтобы люди, уставшие после тяжелого трудового дня, поскорее попали к себе в жилища и отдохнули. Эта простая вещь лишь на первый взгляд кажется простой, но когда ты сам наравне со всеми проходишь общий путь и чувствуешь себя соответствующе, лишь тогда понимаешь, что только доброе сердце, исполненное любви и сопереживания, способно заботиться о ближнем, забывая о себе.

Отец Валерий в своей жизни был отягощен тяжкими проблемами со здоровьем. Хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет, а также прочие недуги, осложняли его жизнь. После операции на сердце и длительной реабилитации батюшка мужественно продолжил служение без сокращений в своем насыщенном графике, хотя для всех было очевидным его тяжелое состояние. Оптимизм и жизнелюбие по-прежнему украшали его, вселяя надежду приходящим, указывая на возможность преодоления любых немощей путем духовной бодрости и работы над собой. По воспоминаниям прихожан, все, кто хотя бы недолгое время общался с отцом Валерием, отзывались о нём как об очень жизнерадостном и светлом человеке, необыкновенно хлебосольном и щедром. Близкие батюшке люди знали его как очень заботливого и нежного единственного сына своей матери, которую  отец Валерий не оставлял заботой до последнего дня ее жизни, лично ухаживая за ней.

«Я живу Литургией. Моя жизнь – это жизнь храма, жизнь моих прихожан», — часто можно было услышать из уст отца Валерия, и это может подтвердить каждый, знавший батюшку в его ежедневных приходских заботах и попечениях о людях.

Путь земной жизни протоиерея Валерия был недлинным, но не остается ни малейшего сомнения, что этого хватило для того, чтобы исполнить свою жизненную миссию в полноте.

2 ноября 2008 года в воскресенье Благовещенский храм впервые за двадцать шесть лет остался без Литургии. Рано утром Козельск облетела скорбная весть о кончине настоятеля Благовещенского храма протоиерея Валерия Даниличева. В это не верилось всем, потому что уместить в сознании его жизнерадостный добрый образ с мыслью о смерти было невозможно. Утрата казалась невосполнимой. На погребение отца Валерия собрались все его близкие и родные люди, все те, кто ощутил на себе его помощь и заботу, все те, кто вместе с ним накануне доехал домой. Прошло десять лет. Утрата до сих пор ощущается и переживается невосполнимой, но путь, пройденный им, вдохновляет, потому что нет ощущения конца, лишь ощущение его молитв и продолжения служения, в вечности — в том большем, куда всех нас Господь воззывает из малого, нашей земной жизни, но верный в малом будет верен и во многом (Лк. 16, 10).

священник Кирилл Даниличев

Скачать презентацию