В Козельске почтили Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы

533

15 июля. Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. Епископ Козельский и Людиновский Никита возглавил служение Божественной литургии святителя Иоанна Златоустого в северном приделе, освященном в честь празднуемого образа Божией Матери, Вознесенского храма бывшего Вознесенского женского монастыря города Козельска.

Архипастырю сослужили: архимандрит Михаил (Семенов), протоиерей Владимир Бахаев – секретарь Козельской епархии, протоиерей Антоний Хатунцев, иерей Ярослав Стрельников, диакон Евгений Ковригин и иеродиакон Лука (Старостин).

На литургии были вознесены особые прошения и молитва о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви за каждым богослужением.

За богослужением молились старшая сестра Вознесенской женской общины города Козельска монахиня Анастасия (Дремина) и настоятельницы женских монастырей и монашеских общин Калужской митрополии с сестрами: игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Спасо-Преображенского Воротынского женского монастыря, игумения Михаила (Осипова), настоятельница Свято-Успенского Лихвинского женского монастыря,  игумения Параскева (Ляхова) – настоятельница женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери,   игумения Ангелина (Петрова), настоятельница Казанского девичьего монастыря в Калуге, монахиня Николая (Александрова) исполняющая обязанности игумении Успенской Феклиной пустыни,  прихожане и паломники обители.

По отпусте литургии священнослужители совершили славление Пресвятой Богородице, а затем, вознеся молитву Божией Матери, владыка обратился к богомольцам с архипастырским словом.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мало кто знает, что в XV веке монастырь Оптина Пустынь существовал как «двойной» или «общий» монастырь, где проживали совместно монахи и монахини. Это был довольно распространенный тип монастыря, существовавшего в те века, на этот факт также указывают записи в синодике умерших схимонахов и схимонахинь. Одна из версий происхождения названия «Оптина» состоит в том, что это была «Общая Макарьева Пустынь», и уже в XVIII столетии именовалась как: «Оптин монастырь Макарьевой Пустыни».

К концу XV века земли вокруг Оптиной Пустыни вошли в состав Московского княжества, а Собором русских епископов в Москве на митрополичью кафедру был поставлен Иона, тем самым Русская Церковь стала фактически автокефальной. Одним из решений Собора Русской православной Церкви 1503 года стало решение об упразднении «двойных» монастырей и необходимости их расселения.

Во исполнение решения Собора монахини Оптиной Пустыни перешли на другой берег реки Жиздры и основали женскую обитель.

Ее «сердцем» стала трехпрестольная церковь Вознесения Господня — древнейший храм Козельска (заложен в 1620 году). Центральный алтарь — в честь Вознесения Господня, южный алтарь — в честь великомученика Георгия Победоносца, северный — в честь Ахтырской иконы Божией Матери.
Главной святыней Вознесенской церкви является Ахтырский образ Пресвятой Богородицы. По преданию, Царица Небесная через оптинского иеромонаха Марка (Чебыкина) открыла в храме это бесценное сокровище в 1863 году. Запись о чудесном событии архимандрит Леонид (Кавелин) сделал в 1875 году – на страницах «Краткой летописи Козельска».
Считается, что эта многоцелебная, с неоскудевающей благодатью икона и спасла в свое время обветшавший храм от дальнейшего запустения и полного обнищания.
В 1930-хх годах церковь закрыли, а в годы Великой Отечественной войны колокольня была разрушена попавшим в нее снарядом. В советское и постсоветское время на территории монастыря располагался козельский филиал Калужского хлебозавода.

Вознесенская церковь монастыря является самым древним каменным строением Козельска, входит в список «Объект культурного наследия федерального значения» и принята на государственную охрану.
Воссоздание порушенной обители началось в июле 2015 года по благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты.

АХТЫРСКАЯ КОЗЕЛЬСКАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Во второй половине XIX в. в Вознесенском храме произошло явление чудотворной Ахтырской Козельской иконы Пресвятой Богородицы. Эти события описаны в келейных записках Оптинского старца Варсонофия:

«Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной пустыни: “Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной пустыни.
Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трех церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: “Я — Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери”.
Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно”. После многих чудес от сей иконы люди с верою приходили к ней…»

В настоящее время в храме находится список чудотворной иконы XIX века, который открыт верующим для поклонения. Богоматерь изображена со сложенными в молитвенной просьбе руками, слева от неё – крест с распятым на Голгофе Спасителем. Кроме того, на иконе Богородица изображена с непокрытой головой – лик изображает Святую Деву до рождения Спасителя, в период отрочества. Многие молятся здесь о даровании счастья и успеха детям, так как эта икона стала считаться покровительницей самых маленьких. Молятся пред образом и тем, кто просит о благополучном замужестве дочерей, о молитвенном покрове для сирот.