Послание Преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского перед началом Великого поста 2017 года

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас в преддверии спасительного времени Великого поста!

Святая Церковь снова и снова призывает нас к тому, чтобы очиститься сугубой молитвой и постом, просветиться чтением душеполезных книг и приблизиться к нашему Богу и Творцу, нашему Небесному Отцу, уготовившему для нас Царствие Небесное и призывающего нас праведной жизнью унаследовать вечное блаженство со святыми.

Велико значение поста, но не менее важно его правильное препровождение. Все мы хорошо знаем, что наиболее ощутимая и видимая сторона пощения – это воздержание от скоромной пищи и всевозможных расслаблений, увеселений и развлечений. Апостол Павел называет все это распятием своей плоти: «А иже Христовы суть – плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5.24). «Кто не распинает плоти, тот не Христов, не христианин, – говорит святитель Феофан Затворник. Святая Церковь напоминает нам об этом умерщвлении плоти каждую неделю – средою и пятком, а в каждое время года — продолжительными постами». В этом смысле пост является духовным упражнением, тренировкой своей воли, умервщлением плотских, телесных страстей и похотей и воспитанием воздержания, целомудрия, умеренности во всем и готовности ко всякому доброделанию.

Но не только в отказе от скоромной пищи состоит истинный христианский пост. «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи – пишет святитель Василий Великий. — Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, — уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж, не перестает грешить». Святителю вторит авва Серапион: «Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним телесным постом, — если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, после усмирения плоти постом, он мог легче вступить в брань с прочими страстями». Таким образом, мы видим, что пост как воздержание от пищи – это лишь начальный, вспомогательный уровень пощения, который готовит нас, делает способными, вооружает для главного делания всякого христианина – борьбы с грехами и страстями.

И надо сказать, что такое отношение к посту присутствовало в святоотеческой традиции с самого начала существования Церкви Христовой. В одном из древнейших памятников первохристианской письменности под названием «Пастырь Ерма» мы находим следующие рассуждения о посте: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий угодный Богу пост и будешь жить с Богом».

«Постящемуся – говорит святитель Иоанн Златоуст — надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Постящийся с великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом. Видишь, в чем состоит истинный пост».

Итак, всечестные отцы, братья и сестры, помня заповедь Спасителя, внушения Святой Церкви и углубляясь во время душеполезного времени поста в примеры святоотеческой жизни, будем особенно стараться, чтобы не укоренялись между нами вражда, ненависть и злоба, но чтобы царствовали в нас мир, любовь, доверие и прочие христианские добродетели. Пусть очищенное постом сердце каждого из нас станет Живоносным Гробом, в котором воссияет Воскресший Господь. Пусть все наши ближние и дальние увидят в наших глазах, в наших словах и во всей нашей жизни ту великую Христову победу над злом, грехом и смертью, которую Он совершил посредством Своего воплощения, жизни между людьми, пощения, смирения, самоуничижения, Крестной смерти и спасительного Воскресения.

Вступая на спасительное поприще Великого поста желаю всем вам, дорогие мои, благословения и помощи Господней в совершении постного подвига и испрашиваю прощения и сугубых молитв о мне грешном.

Господь же наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит и помилует всех нас.

епископ Козельский и Людиновский НИКИТА
13\26 февраля 2017 г.
г. Козельск