Слово епископа Козельского и Людиновского Никиты на выездном заседании XVII Богородично-Рождественских образовательных чтений

Слово епископа Козельского и Людиновского Никиты на выездном заседании XVII Богородично-Рождественских образовательных чтений «Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России» Козельск, 1 октября 2014

Слово епископа Козельского и Людиновского Никиты на выездном заседании XVII Богородично-Рождественских образовательных чтений 

Вот уже 17 лет в нашем регионе под председательством губернатора Калужской области и правящего архиерея Калужской епархии проходят Богородично-Рождественские образовательные Чтения. Судя по активному и деятельному участию представителей государственной власти и общественных организаций, Чтения на протяжении всех этих лет являлись довольно эффективной информационной и дискуссионной площадкой, на которой обсуждались наиболее актуальные и животрепещущие темы, затрагивающие сферы деятельности и интересы наших правителей, общественности и, конечно же, Церкви.  

Теперь этот замечательный церковно-государственно-общественный форум объединяет уже целых три епархии, расположенные на территории нашей области. В связи с этим, ежегодно проводимое в Козельске выездное заседание приобретает статус епархиального мероприятия, становится нашей собственной, козельской конференцией, с аналогичными целями и задачами.  

Напомню, что Козельская епархия Русской Православной Церкви расположена на территории Козельского, Людиновского, Ульяновского, Сухинического, Думинического, Хвастовического и Жиздринского районов Калужской области. Таким образом, Козельская епархия выступает инициатором межрайонного сотрудничества в сфере духовно-нравственного развития нашего общества. Мы приглашаем и будем приглашать представителей власти и образования упомянутых районов, представителей общественных организаций и всех заинтересованных лиц к совместному обсуждению целей, задач, успехов, проблем и перспектив духовно-нравственного развития нашего края. 

Церковь, как инициатор такого сотрудничества, считает своим долгом и основной задачей донести до власти и народа актуальность и необходимость духовно-нравственного развития, объяснить, какой смысл и значение вкладываем мы в этот термин, услышать и понять, что подразумевают и как воспринимают все это представители власти и общества, — и договориться о совместных усилиях и действиях по реализации имеющихся планов и достижению поставленных целей. 

Что же такое духовно-нравственное развитие, о котором так много сейчас говорится не только на уровне федеральных и региональных законов, министерских приказов и рекомендаций, целевых программ всех уровней и направлений, — но и в повседневной жизни: в школах, в средствах массовой информации, на общественных форумах? Весьма часто призыв Церкви к развитию духовности и нравственности в общественной и личной жизни воспринимается как нарушение принципа светскости государства, как проникновение Церкви в сферу интересов и прерогатив государственной власти и различных общественных институтов. Наконец, многие путают заботу о духовно-нравственном воспитании и развитии с церковным миссионерством, отождествляют ее с проповедью христианства и христианского образа жизни в целом, ошибочно полагают, что, настаивая на необходимости духовно-нравственного развития, Церковь заботится лишь о пополнении своих рядов новыми последователями.  

Владимир Даль определяет духовность как «все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». В словаре Ожегова нравственностью называется «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Подобно тому и нравственностью в словаре Ожегова называются «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек», а также «правила поведения, определяемые этими качествами». То есть этика, которая у нас зачастую заменяет понятие нравственности, стоит на самом деле в зависимости от последней и определяется ею. 

Как видим, развитие духовности и нравственности скорее можно отождествить с развитием душевных качеств личности, с развитием человека как существа духовного, чьи интересы, ценности, стремления определяются высшими, надмирными, нематериальными постулатами и аксиомами.  

Духовно-нравственное воспитание и развитие мыслится нами как развитие душевных качеств и моральных норм человека на основе высших мировоззренческих установок, на основе веры в незыблемые и непреходящие законы бытия, а также воспитание системы ценностей, высшие идеалы которой не ограничены этим материальным миром и этой земной жизнью. 

Однако именно здесь и кроется главная проблема, глобальными цивилизационными и национальными последствиями которой так обеспокоена Церковь. Дело в том, что, как духовность, так и нравственность, бывают разными. Вариантов здесь великое множество. 

Каждый человек во что-то верит и чему-то поклоняется. Один верит, что нет Бога, другой – что по телевизору говорят только правду, третий – что та или иная медицинская методика или препарат даст ему долгожданное исцеление, четвертый – что нет ничего ценнее земных и чувственных благ. Вот они – религии современного общества. Подобным образом успех, богатство, безрассудная верность своему, нередко ошибочному мнению или суждению – являются объектами поклонения многих людей, особенно молодежи. 

Такое духовное и нравственное многообразие современного общества является следствием утраты традиции, утраты единой традиционной веры, духовности, нравственности, морали. Если в начале XX века традиционное для России православие насильно было заменено коммунистической верой и социалистической моралью, то, в 90-е, советское мировоззрение сменила духовная пустота, а точнее – духовный хаос. Все мы прекрасно помним, насколько благоприятной почвой оказалось постсоветское общество для великого множества околорелигиозных прохиндеев всех видов и мастей: от серьезных религиозных сект до простейших псевдомедицинских препаратов и методик, приносящих чаще больше вреда, чем пользы. Причина такого расцвета разного рода обманщиков – духовная пустота, духовная необразованность, духовное безоружие современных людей. 

Именно поэтому, восстановление традиционной для русского человека, но утраченной в XX веке духовности, обучение современной молодежи проверенной на протяжении десяти веков нравственности, — и являются, по нашему мнению, первостепенными задачами современного общества. Национальное самосознание и российская государственность глубоко укоренены в русской духовной культуре. В силу этого духовно-нравственное просвещение молодого поколения является необходимым условием, залогом и действенным средством возрождения страны. Чтобы раскрыть ее могучий потенциал во всех сферах деятельности надо оживить внутренние силы нашего народа, который исторически и культурно неразрывно связан с Православием. 

Православная культура – это культура, сложившаяся в результате проповеди Евангелия и нашедшая своё отражение в языке, архитектуре, живописи, образе жизни. Православная культура отразила высокий христианский идеал человека, который заключён в том, что человек должен победить свою корыстную природу, образовать в себе свободную личность, находящуюся в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе. 

Таким образом, православное вероисповедание и церковный образ жизни сами по себе не являются целью духовно-нравственного воспитания. Однако они, в силу своей традиционности для русского народа, являются наиболее подходящей, наиболее очевидной формой, образцом, можно сказать, канвой, традицией, — в соответствии с которой в русском обществе можно восстановить былую духовно-нравственную, да и государственно-общественную мощь, силу, высоту и упорядоченность.  

Темой нынешней научно-практической конференции является духовно-нравственное развитие и воспитание в общеобразовательной школе. Из сказанного выше следует, что воспитание в школьниках духовности и нравственности мыслится нами намного шире, чем преподавание того или иного учебного курса, и при этом не отождествляется с проповедью христианства и церковного образа жизни. 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в рамках школьного образования предполагает, как мне кажется два основных направления. Во-первых, обучение, основанное на усвоении специальных научных знаний должно быть существенно дополнено элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей. Причем, представляется крайне необходимым не только дополнение базового светского образования тем или иным духовно-нравственным курсом, но также интеграция мировоззренческого и нравственного материала непосредственно в учебные курсы, обогащение как гуманитарных, так и естественных предметов духовно-нравственной составляющей. В мировоззрении современных россиян и будущих поколений граждан России необходимо восстановить иерархию ценностей, согласно которой мировоззренческое знание будет определять цели и задачи, стоящие перед личностью и обществом, а рациональное знание – искать пути и способы их достижения.  

Во-вторых, в формировании духовно-ориентированной и высоконравственной личности главным должно быть не образование, а воспитание. То есть, не преподавание рационального, пусть и духовно-нравственного знания, а воспитание необходимых душевных качеств: смирения, трудолюбия, благодарности и почтения перед родителями и учителями, чувства долга и ответственности перед обществом и Отечеством за их благосостояние и развитие. Здесь на помощь учебной работе должна прийти работа воспитательная: система внеклассных и внешкольных мероприятий, определенные дисциплинарные и трудовые традиции, направленные на воспитание тех или иных качеств, работа с родителями. 

В заключение хочется выразить пожелание, чтобы нынешняя встреча положила начало новой традиции соработничества Церкви, власти и педагогической общественности в Козельской епархии. Чтобы все, сказанное и услышанное здесь было использовано в деле созидания нового поколения, на великом благодатном поприще служения нашей стране и обществу.