ПОСЛАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО НИКИТЫ ЕПИСКОПА КОЗЕЛЬСКОГО И ЛЮДИНОВСКОГО ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА 2020 ГОДА
ПОСЛАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО НИКИТЫ
ЕПИСКОПА КОЗЕЛЬСКОГО И ЛЮДИНОВСКОГО ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА 2020 ГОДА.
Возсия весна постная, цвет покаяния,
очистим убо себе, братие, от всякия скверны,
Светодавцу поюще рцем:
слава Тебе, Едине Человеколюбче!
(Среда сырная вечер, на стиховне самогласен)
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Снова мы начинаем путь Великого поста, цель которого очистить свои чувства и светлыми очами веры увидеть восставшего из гроба Христа Спасителя, «сияющего неприступным светом Воскресения».
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что именно заповедь о посте была дана человеку самой первой. Так Господь, сотворив Адама, помещает его в саду Эдемском и говорит: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17).
И в другом месте Писания Господь говорит, искушающему Его сатане, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 44). Указывая этими словами на то, что в основе жизни человека лежит Божественная Благодать, оживляющая и освящающая его, а телесная пища не должна занимать главное место в человеческой жизни. Именно эту евангельскую истину мы, верующие, подтверждаем Великим постом.
Необходимо помнить, что соблюдение Великого поста является обязательным для всех православных христиан. Так 69-е Апостольское правило грозит отлучением от Церкви тем, кто не соблюдает Святую Четыредесятницу.
Но важно помнить, что невозможно всем христианам соблюдать одинаковый устав телесного поста. Кому-то здоровье позволяет поститься более строго, а кому-то, наоборот, необходимо смягчение постного устава. Однако каждый должен, насколько он имеет телесную крепость, постараться ограничивать себя в гастрономическом плане. Хороший устав телесного поста, посильный любому человеку предлагает преподобный Силуан Афонский: «Есть надо столько, чтобы после вкушения пищи хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь».
Отказываясь от скоромной пищи, мы должны, насколько это возможно, больше стараться уделять времени молитве и добрым делам, потому что телесный пост не угоден Богу если он не подкреплен постом духовным. Ибо как тело имеет свое питание, так и душа имеет свое. Поэтому во время поста, как впрочем и на протяжение всей своей жизни, мы должны питаться правильной духовной пищей. Пусть же наша душа насыщается молитвой, терпением, кротостью и прочими добродетелями, а вредная для неё пища – гордость, зависть, злоба, наоборот, выйдут из употребления.
Желаю всем, дорогие братья и сестры, чтобы время Великого поста, в которое мы вступаем, послужило нам к очищению душ и телес и было приятной жертвой Богу. А для того, чтобы Господь принял эту жертву мы должны примириться с теми, кого обидели и простить всех обидевших нас. Ибо Господь говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24).
И сегодня, вступая на поприще Святой Четыредесятницы, прошу у всех вас, мои дорогие, прощения и сугубых молитв о мне грешном.
епископ Козельский и Людиновский НИКИТА
17 февраля \ 1 марта 2020 г.
г. Козельск