Святой уроженец города Козельска
Преподобный Елеазар Анзерский
Память 13 / 26 Января
Благоустроитель и первоначальник монашеской жизни на Анзере, преподобный Елеазар, происходил из города Козельска, из купеческой семьи Севрюковых. Еще будучи молодым, подвижник пришел в Соловецкий монастырь и был принят в братию преподобным Иринархом. «Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашестество».
По благословению настоятеля преподобный Елеазар переселился на пустынный Анзерский остров. Поначалу он жил около озера, тогда именуемого Круглым, а ныне называемом по его имени Елеазаровым. На невысокой горе, расположенной чуть восточнее озера, он водрузил крест и поставил маленькую келью.
Жизнь пустынника была нелегкой и сопряженной со многими трудностями. Многие искушения вставали на пути преподобного. Он прожил несколько лет в одиночестве, совершая молитвенный подвиг и преодолевая неизбежные в островных условиях тяготы.
Для снискания пропитания и провождения времени в постоянном труде преподобный делал деревянные чашки, которые выносил к месту стоянок мореходов. Путешествующие охотно брали эти чашки с собой, оставляя взамен хлеб и съестные припасы.
В 1616 году инок Елеазар «встретился в пустыне с таким же подвижником, соловецким иеромонахом Фирсом, и от него принял пострижение в схиму».
С принятием схимы преподобный увеличил свои подвиги и перешел на другое место жительства, к морской губе, ныне называемой Троицкою.
К пустыннику начали приходить ищущие уединения и безмолвия. Появилось небольшое братство пустынножителей, для которого преподобный Елеазар ввел древний порядок пустынной жизни. Общая молитва совершалась или в часовне, или в келлии преподобного; за исключением собрания на общую молитву, отшельники проводили свою жизнь уединенно, не посещая келлии братьев и никого не принимая у себя.
В царствование Михаила Феодоровича об анзерских пустынниках узнала от игумена Иринарха родительница царя, «великая старица Марфа Ивановна». Ею была пожертвована сумма на строительство храма. Другое обстоятельство также помогло скиту: старец Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитого келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына, близко знал преподобного Елеазара. При дворе Александра Булатникова хорошо знали, и его совместное с игуменом Иринархом обращение к Патриарху Филарету стало причиной того, что Патриарх грамотой от 18-го марта (ст. ст) 1620 года предписал игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм «в клетку», во имя Святой Троицы с приделом Михаила Малеина. Царской грамотой 20-го января (ст. ст.) 1621-го года повелено было анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, «быть в послушании у Соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и безчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смирения».
В 1624 году, вероятно, по воле царя или Патриарха, преподобный Елеазар принял бремя скитоначальника. Несколько лет до этого над скитянами начальствовал иеромонах Варлаам.
Преподобный Елеазар был призван ко двору Михаила Феодоровича. Царь, внимая совету старца Александра Булатникова, просил преподобного молиться о даровании наследника. Государь оставил анзерского пустынника в Чудовом монастыре, и, по рождении сына Алексея (1629 г.), желал наградить преподобного. Смиренный подвижник не принял духовных чинов и отказался от почестей.
Царь выразил свое уважение к анзерскому пустыннику, даровав ему грамоту от 31-го июля (ст. ст.) 1633 года, по которой Анзерский скит становился независимым от Соловецкого монастыря. Двинскому воеводе было предписано высылать в скит на казенных судах и подводах назначенное содержание, помимо Соловецкого монастыря. В 1634 году, 13-го июля (ст. ст.), к Анзеру пытались подойти морем разбойники, но в это время к устью губы пришли поморские ладьи, и злоумышленники обратились в бегство. Преподобный Елеазар обратился к государю с прошением, и в царь повелел Сумскому воеводе охранять остров.
В скиту принял монашеский постриг священник Никита Минов, будущий патриарх Никон.
С течением времени братство скита увеличивалось, и появилась необходимость в строительстве новой церкви. Преподобный Елеазар принял решение построить каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы, мерою в 5 сажен. Благочестивый царь Михаил Феодорович предписал двинскому воеводе князю Львову отпустить 200 рублей из таможенных сборов и послать в скит строителей с рабочими людьми. Помимо этой суммы, скит располагал иными средствами, и в целом их было достаточно для возведения храма. Соловецкому игумену Варфоломею грамотой 12-го января (ст. стиля) 1638 года было приказано дать с монастырского завода известь и кирпич, с оплатою из сумм, принадлежащих Анзерскому скиту. Несмотря на это, игумен донес в Москву, что скит начинает строительство не по средствам. Преподобный Елеазар испытал много огорчений, так как работа остановилось на восемь лет.
Алексей Михайлович, вступив на престол, вспомнил в одно время о пустыннике, некогда предсказавшем его рождение, и пожелал видеть его. Преподобный отправился в Москву и был милостиво принят царем. Грамотой от 11-го февраля (ст. ст.) 1646 года государь подтвердил полномочия анзерского скитоначальника, а Соловецкому игумену Илии повелел выстроить в скиту церковь по предположенной мере.
Каменный храм скита, с трапезою и кельями для пустынников, был сооружен усердными трудами преподобного Елеазара и его сподвижников. Сам преподобный, несмотря на возраст, перевозил морем материалы для строительства из Соловков, когда случалось замедление в работе.
Всегда сохраняя память о своем прежнем наставнике, митрополит, а впоследствии патриарх Никон проявлял заботу о ските. Грамотой от 29-го апреля (ст. ст.) 1655 года он извещал, что государь, по его прошению, повелел увеличить жалованье Анзерскому скиту. От патриарха Никона в скит приходили щедрые дары и пожертвования.
«Среди разнообразных забот о благоустроении своего скита преподобный Елеазар приближался к кончине и созревал для вечности». Он изложил в рукописи опыт своей духовной жизни и историю основания скита. О невзгодах и тяготах так писал он в своей книге:
«Когда меня угнетали многия скорби, так что я близок был к мысли оставить Анзерский скит, мне неоднократно слышался неведомый голос: “не бойся, Господь с тобою”, или: “в терпении вашем стяжите души ваши” (Лк 21. 9), или: “вы, сильнии, немощи немощных носите” (Рим 15. 1). Таким явлениям я не верил, чтобы не впасть в прелесть вражию. Но неверие мое исчезло при следующем явлении: стою я в келии и смотрю в окно; в это время внезапно представилось мне, будто на полуденной стороне разразился страшный гром и послышались Евангельские слова укоризны: “о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе теплю вы?” (Мф 17. 17). В то же скорбное для меня время, было мне следующее видение: стою я будто в какой-то прекрасной долине. Некто подошел ко мне и, указав на небо, сказал: посмотри! Взглянув, я увидел по всему небу необыкновенно светлый луч, подобный радуге».
13 (26) января 1656 года Анзерский скит лишился своего основателя. Преподобный Елеазар, причастившись Святых Христовых Таин, мирно предал душу свою Богу. Перед кончиной святой старец еще беседовал со своими учениками, увещевая их жить добродетельно, не изменять устава и благочестивых обычаев скита. Преподобный подвизался на Анзере более сорока лет.
В настоящее время местонахождение святых мощей преподобного Елеазара, которые по сообщению лагерной газеты были вывезены в 1925 году, неизвестно. Память преподобного Елеазара совершается 13 / 26 января.
Тропарь, глас 3
Отверг плоти тленная, / нетленных потщался еси достигнути, / и, мира удалився, / вселился еси в морский остров, / и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси, / сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/ отче преподобне Елеазаре. / Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость.
Кондак, глас 1
Яко лучу тя солнечную, Христос показа, преподобне,/ сияющу во стране приморстей чудес благодатию,/ уставлявши бо плавающим тишину морскую, верою молящимся тебе и вопиющим:/ радуйся, Елеазаре, отче наш,/ страны Беломорския похвало и утверждение.