Ночное Богослужение памяти преподобномученика Игнатия (Даланова)

659

В ночь на 3 сентября в храме в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя в селе Курыничи Козельского района были отслужены Утреня и Литургия.

Богослужение совершил настоятель храма иеромонах Игнатий (Киселев).

Песнопения исполнил хор храма Преображения Господня села Нижние Прыски под управлением иерея Тихона Худякова.

За Богослужением молились сестры из монашеских общин святых Жен Мироносиц села Клыково а так же возрождающегося Вознесенского монастыря города Козельска.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Иг­на­тий ро­дил­ся 12 сен­тяб­ря 1885 го­да в де­ревне Ко­же­мя­ки­но Се­беж­ско­го уез­да Юс­ти­нов­ской во­ло­сти Ви­теб­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Да­ла­но­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иоан­ном. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. 6 июня 1911 го­да Иван по­сту­пил в Оп­ти­ну Пу­стынь. 11 сен­тяб­ря то­го же го­да его бла­го­сло­ви­ли на под­ряс­ник, с 1914 го­да он про­хо­дил по­слу­ша­ние в Иоан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту Оп­ти­ной Пу­сты­ни.

В июле 1914 го­да часть бра­тии – ря­со­фор­ные мо­на­хи и по­слуш­ни­ки – бы­ли при­зва­ны на фронт в свя­зи с на­чав­шей­ся вой­ной с Гер­ма­ни­ей, и сре­ди них по­слуш­ник Иоанн, ко­то­рый был на­прав­лен слу­жить в 5-й пе­хот­ный ре­зерв­ный Си­бир­ский полк. В Ве­ли­кую Пят­ни­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы 1917 го­да он был по­стри­жен ря­со­фор.

По­сле за­кры­тия Оп­ти­ной пу­сты­ни с при­хо­дом к вла­сти без­бож­ни­ков Иоанн был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Иг­на­тий; он стал слу­жить сто­ро­жем в Тих­вин­ском хра­ме в се­ле Стрель­на непо­да­ле­ку от Ко­зель­ска. В 1929 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и с 1934 го­да слу­жил в Спас­ской церк­ви в се­ле Ку­ры­ни­чи Пе­ре­мышль­ско­го рай­о­на, здесь он про­слу­жил до мас­со­вых го­не­ний 1937 го­да.

В но­яб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей – сек­ре­та­ря сель­со­ве­та, кол­хоз­но­го бри­га­ди­ра и од­но­го из кол­хоз­ни­ков, ко­то­рые да­ли тре­буе­мые сле­до­ва­те­лем по­ка­за­ния, буд­то иеро­мо­нах Иг­на­тий го­во­рил, что пе­ре­пись ком­му­ни­сты про­во­дят толь­ко для то­го, чтобы узнать, сколь­ко на­ро­да при со­вет­ской вла­сти умер­ло, да сколь­ко оста­лось ве­ру­ю­щих, чтобы опре­де­лить, за­крыть или вновь от­крыть церк­ви, что ком­му­ни­сты, го­то­вясь к вы­бо­рам, на­чи­на­ют лю­дей ни за что са­жать в тюрь­мы; они утвер­жда­ют, что со­вет­ская стра­на са­мая де­мо­кра­тич­ная в ми­ре – на­род мо­жет вы­би­рать ко­го хо­чет, а на са­мом де­ле все на­о­бо­рот, на­ме­ча­ют кан­ди­да­тов, ко­то­рые им нуж­ны, а ес­ли бу­дешь воз­ра­жать – по­са­дят в тюрь­му и за­пи­шут контр­ре­во­лю­ци­о­не­ром.

23 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли от­ца Иг­на­тия, и 27 но­яб­ря он был до­про­шен.

– Вы аре­сто­ва­ны и при­вле­ка­е­тесь к от­вет­ствен­но­сти за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. След­ствие пред­ла­га­ет вам дать по это­му по­во­ду по­ка­за­ния! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.

– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло, – от­ве­тил отец Иг­на­тий.

– Вы да­е­те непра­виль­ные по­ка­за­ния. След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ным ма­те­ри­а­лом о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.

– Я даю след­ствию ис­крен­ние по­ка­за­ния о том, что с мо­ей сто­ро­ны ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не ве­лось.

– В но­яб­ре 1937 го­да вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию в свя­зи с вы­бо­ра­ми в Вер­хов­ный Со­вет. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию в свя­зи с вы­бо­ра­ми я ни в но­яб­ре, ни в дру­гое вре­мя не вел.

– В ап­ре­ле 1937 го­да вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и кле­ве­та­ли на со­вет­скую власть. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Я еще раз за­яв­ляю, что как в ап­ре­ле, так и в дру­гое вре­мя с мо­ей сто­ро­ны контр­ре­во­лю­ци­он­ная аги­та­ция про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя не про­во­ди­лась, счи­таю эти по­ка­за­ния сви­де­те­лей непра­виль­ны­ми.

– От­ку­да к вам при­был мо­нах Са­ра­тов­ско­го мо­на­сты­ря… и по­че­му он у вас про­жи­ва­ет?

– За контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность он от­бы­вал на­ка­за­ние в Си­би­ри и в Ор­ле, по­сле че­го при­был в Ка­лу­гу, и ар­хи­ерей на­пра­вил его к нам. В церк­ви он не слу­жил, а ра­бо­тал в са­ду…

– А кто у вас еще про­жи­ва­ет в сто­рож­ке?

– В сто­рож­ке еще жи­вут мо­на­хи­ня,.. сто­ро­жи­ха,.. же­на цер­ков­но­го ста­ро­сты… и ее сест­ра…

– Вы ор­га­ни­зо­ва­ли там мо­на­стырь?

– В сто­рож­ке жи­ли два мо­на­ха, мо­на­хи­ня и три цер­ков­ни­цы, мо­на­сты­ря мы там не ор­га­ни­зо­вы­ва­ли, а со­бра­лись, по­то­му что негде бы­ло жить.

– От­ри­цая предъ­яв­лен­ные об­ви­не­ния, вы ста­ли на путь об­ма­на след­ствия, ко­то­рое рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ным ма­те­ри­а­лом, ули­ча­ю­щим вас в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, по­это­му пред­ла­га­ет­ся вам не об­ма­ны­вать след­ствие…

– В предъ­яв­ля­е­мых мне об­ви­не­ни­ях я ви­нов­ным се­бя не при­знаю, и еще раз за­яв­ляю, что с мо­ей сто­ро­ны ни­ког­да ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не ве­лось.

27 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, на сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, на­пра­вив его на рас­смот­ре­ние трой­ки, и 2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Иг­на­тия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 25 июля 1940 го­да, по­сле пре­бы­ва­ния в раз­лич­ных тюрь­мах, он ока­зал­ся в Тем­ни­ков­ском ла­ге­ре в Мор­до­вии. 24 ав­гу­ста 1942 го­да отец Иг­на­тий тя­же­ло за­бо­лел и был по­ме­щен в ла­гер­ный ла­за­рет. Иеро­мо­нах Иг­на­тий (Да­ла­нов) скон­чал­ся 3 сен­тяб­ря 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще.

Со­ста­ви­тель Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Оп­ти­ной пу­сты­ни». Вве­ден­ский став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь. Оп­ти­на пу­стынь. 2008 год. Стр. 171–178.

Вот и в еще одном Русском селе есть своя особенная осенняя Пасха!! Преподобномучениче Игнатие моли Бога о нас!