Рождественское послание Преосвященнейшего Никиты епископа Козельского и Людиновского. 2015г.

565

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Долготерпением Божиим мы снова сподобились встретить праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышим сегодня знакомые ангельские слова – Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Благоволение ко всем людям, когда-либо жившим и живущим на земле.

Благоволение к жителям Вифлеема, так недружелюбно отнесшимся к двум бедным путникам, старцу и Деве, Которой в эту ночь предстояло родить Благословенного Младенца. Благоволение к жителям Иерусалима, который при известии о рождении Мессии приходит в смущение и посылает в Вифлеем убийц, готовых пролить неповинную кровь. Благоволение, которое кротко вошло в этот мир с рождением Господа нашего Иисуса Христа, и пребывает в нем как «свет, который светит во тьме и тьме его не объять». Это благоволение и есть Сам Христос, родившийся холодной ночью в убогом вертепе, вне человеческого тепла и уюта, положенный в ясли для корма скота, в знак того, что Богу не нужны никакие внешние знаки величия и славы для того, чтобы явить людям свою милость, прощение и любовь. Господь снизошел к падшему и погибающему во грехах человечеству, чтобы спасти его от греха и смерти. Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом. Не таким, как Бог, но подобным Ему. Мы называем святых людей преподобными – потому что они в высокой степени уподобляются Богу, становятся похожими на Него – своей любовью ко всем, чистотой души, использованием свободной воли только на благо. Пришедший на землю Христос сделал все это возможным для каждого из нас. Господь соединил в Себе Божество и человечество, оставил Свое учение, показал пример безгрешной и непорочной жизни, жизни для Бога и людей. Господь соделал наше спасение, подарил нам благодатную возможность побеждать грех, уподобляться Богу и наследовать жизнь вечную.

Все это даровано нам в Рождестве Христовом. Но распорядиться этим бесценным даром каждый может по-своему, ибо дана человеку свобода воли и даже Всемогущий Бог не нарушает ее. Мы можем скрыть этот дар, забыть о нем в суете обычной жизни с ее мелочными попечениями и заботами, а можем умножить его, освятив свои дни подвигом молитвенного труда, искренней любви к Богу и ближним, исполнением евангельских заповедей, участием в жизни Святой Матери-Церкви. И тогда мы увидим, как вместе с нашей душой меняется сама жизнь вокруг нас, как просветляется и преображается окружающий нас мир.

В одной из праздничных стихир Святая Церковь так взывает от лица верующих: «Веру — вместо злата, любовь же — яко смирну, яко ливан — деяния принесем Зиждителю, грядущему во Своя». Эти слова свидетельствуют, что ни золота, ни смирны, ни драгоценного ладана, ни других земных ценностей от нас не требуется. Богомладенец Христос ожидает от нас духовных даров — дел добра и милосердия. Радостное предание Божественному Промыслу всей своей жизни, постоянное благодарение Богу и горячая, идущая из глубины души молитва — вот дары, которые мы, как библейские волхвы, должны принести своему Спасителю.

Христианин призван к совершенству, ибо сопричастен Всесовершенному Богу. С нами Бог — и значит, мы должны быть примером веры, надежды, любви в духовно жаждущем и мятущемся мире. С нами Бог — и пусть через нас Он действует везде, где люди нуждаются в помощи словом и делом. Великий учитель покаяния преподобный Ефрем Сирин в своем слове на Рождество Христово так говорит: «Нынешний день есть день спасения, научающий нас мудрости в слове…. Настоящая ночь доставляет мир и тишину Вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит (она) Смиренному,- пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Настал день радости,- да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это день благоволения, — да удержится же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, — да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия…»

Нынче в церкви поются дивные песнопения: «Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Преподобный Амвросий Оптинский так объясняет значение этого праздничного ирмоса: «Что означают эти слова? «Христос раждается — славите» — не языком или легкими, но прославлять Христа нужно своей жизнью. «Христос с Небес — срящите», то есть встречайте Его верой и добрыми делами, неразрывно связанными с верой. Вера без дел мертва есть. «Христос на земли — возноситеся» — это не то, чтобы возноситься над другими, гордиться, — нет, это означает, что необходимо отрывать свое сердце от всего земного, суетного, тленного».

Господь да ниспошлет мир и радость, братство и добродетель, мудрость и надежду всем нашим родным и близким. Благословение Пришедшего на землю «нас ради человек и нашего ради спасения» Господа и Спасителя да пребывает со всеми вами.

епископ Козельский и Людиновский НИКИТА
Рождество Христово 25 декабря/7 января 2015 г. г. Козельск