Престольный праздник в Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги
27 мая 2018 года. День Святой Троицы. Пятидесятница. В Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги прошли праздничные богослужения.
Божественную литургию на престольный день совершили митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии и епископ Козельский и Людиновский Никита.
Архипастырям Калужской митрополии сослужили: протоиерей Алексий Жиганов, протоиерей Антоний Хатунцев, иерей Максим Лихонин — ключарь собора, иеромонах Василий (Скоренко) — проректор Калужской духовной семинарии по воспитательной работе, иеромонах Иоанн (Король) — проректор Калужской духовной семинарии по научной и богословской работе, иеромонах Алексий (Щукин), протодиакон Алексий Хамтеев, протодиакон Сергий Комаров, диакон Константин Штанкевич. После сугубой ектении владыка Климент вознес молитву о мире на Украине.
Богослужебные песнопения исполнили хоры Калужской духовной семинарии и Калужского духовного училища. По завершении Литургии митрополит Климент и епископ Никита в сослужении духовенства совершили Великую вечерню с великим прокимном «Кто Бог велий..» и чтением коленопреклонных молитв. Вечерня закончилась славлением праздника и кроплением верующих святой водой.
По окончании всех молитвословий владыка Климент поздравил свою паству с Днем Святой Троицы и престольным праздником собора. Так же горожан с праздником поздравил губернатор Калужской области А.Д. Артамонов.
*** Почему Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, совершается сразу, не дожидаясь вечера?
Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленопреклонения»), это отражение нетерпения человека — помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа.
У великой вечерни несколько уникальных особенностей. В мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация — это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая — после великого прокимена («Кто Бог велий…»), вторая — после сугубой ектении «Рцем вси…»); после второй части поется «Сподоби, Господи» и затем уже третья часть. В первой части воспевается домостроительство нашего спасения, и она, действительно, покаянная («…услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный…»). Вторая часть — это молитва о нашем обновлении Духом Святым («…светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся…»), а третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…». В самом конце вечерни — третья из ее особенностей — длинный особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый…». В его вводной весьма пространной фразе воспеваются все спасительные действия Бога, начиная с воплощения, заканчивая крестной смертью и посланием Духа. Этот отпуст подводит итог всему искупительному действию Господа.