Свято-Никольский женский монастырь. Для чего нужна информационная война против Церкви?
Не первый год в СМИ идет настоящая информационная война против Русской Православной Церкви. В последние несколько месяцев наиболее мощным нападкам подверглось женское монашество, и особенно Свято-Никольский женский монастырь, в котором проживают 120 сестер, и при котором действует детский православный приют «Отрада».
Этот приют известен во многих странах своими выступлениями с духовными песнопениями и русским фольклором. Сначала клеветнический пасквиль под названием «Исповедь бывшей послушницы» появился в Интернете, затем его выпустило московское издательство, стали рекламировать различные раскольнические сайты, а недавно «Московский комсомолец» вдруг «вспомнил» еще об одной бывшей послушнице, ушедшей из монастыря в 2009 г.
Что это за компания (или кампания?) против монастыря?
Но… все по порядку.
Изначально текст «Исповеди…» был опубликован на странице «ЖЖ» в дни работы Собрания игуменов и игумений РПЦ в сентябре 2016 г.
Основная критика автора, красной нитью проходящая через всю книгу, направлена на послушание, смирение и благословение. А книга «Лествица» названа проклятой, т.к. она «высокопарно и убедительно воспевает «садизм» игуменов и духовников над своими подчиненными».
Автор в негативном свете пишет об известных старцах Науме из Троице-Сергиевой Лавры, старце Илии из Оптиной Пустыни, старце Власии из Боровского монастыря, других монашествующих, владыках, Патриархе…
Основной же клеветнический удар направлен на Свято-Никольский женский монастырь и детский приют «Отрада», и — главным образом — игумению Николаю. Матушка в этом произведении «страдает паранойей», автор использует исключительно слова негативного оттенка «гаркнула», «орала», огульно называет ее поступки «чудовищными», а примерные монахини, по утверждению автора, смогли достичь духовных даров благодаря «лизоблюдству, лести, подхалимству, доносительству»…
Про детский приют «Отрада», который неоднократно представлял русскую культуру за рубежом, выпускницы которого в большинстве своем получили высшее образование и создали свои семьи, написано: «в казарменной обстановке ни у кого из детей не было игрушек… Сколько угодно можно нахваливать приюты при монастырях, но по сути, это все те же детские дома, как казармы или тюрьмы с маленькими заключенными, которые не видят ничего, кроме четырех стен… Здоровую психику в таких условиях сохранить невозможно».
Сразу же после опубликования «Исповеди…» начались ее обсуждения в «ЖЖ», «ВК», на портале «Кредо.ру», «Расцерковление» и других сайтах. Стоило положительно отозваться о монастыре давним прихожанам обители или выпускницами приюта «Отрада», как одни и те же «оголтелые защитницы» Православия, кочующие по разным интернет-ресурсам, тут же просто набрасывались на этого человека.
Затем обсуждение «Исповеди», а точнее публикации в поддержку позиции Марии Кикоть и ее взгляда на монашество (сначала казалось, что просто искаженного, а — как потом выяснилось — целенаправленной акции против Церкви) было инициировано на сайте «Православие и мир». Этот портал сразу занял позицию защитников… антицерковной акции.
Журналисты, обсуждавшие книгу с духовными лицами, задавали явно провокационные вопросы, априори принимая за правду клеветнические фантазии автора, откровенно ставя вопрошаемых в глупое положение. На форуме печатались только негативные отзывы о монастыре. Выпускницы приюта, желавшие защитить монастырь, ставший для них родным домом, и матушку Николаю, не могли даже зарегистрироваться на форуме под своими именами, только под псевдонимами. Но как только они писали что-то хорошее о монастыре, форум блокировался для данного пользователя, а через некоторое время вновь начинал обсуждение… в поддержку автора «Исповеди…».
Пишу об этом, потому что я тоже отправила письмо на сайт «Правмира» о матушке Николае и монастыре, в который я постоянно езжу на протяжении уже 25 лет, и где все эти годы встречала исключительно любовь и духовную радость, а также привела факты и цитаты автора, говорящие о клеветническом характере «Исповеди…». Тут же на сайте появился комментарий, что форум закрыт, так как «начались обсуждения автора». То есть игуменью, сестер и детей приюта обсуждать и даже оскорблять «Правмиру» было незазорно, а автора «Исповеди» трогать нельзя? (Через некоторое время публикации в поддержку Марии Кикоть на «Правмире» продолжились…)
Сестры монастыря звонили главному редактору сайта Анне Даниловой, приглашали ее приехать в монастырь и убедиться в тотальной клевете книги Кикоть, но желания выяснить правду у нее не возникло. Единственное, на что она согласилась, — это напечатать письмо игумений, живших в монастыре, но конечно, как это принято в «Правмире», не без сарказма его прокомментировать. Письмо было подписано 15 настоятельницами монастырей, но опубликовано оно почему-то было под заголовком «Письмо девяти игумений» и в сокращенном виде.
В большинстве публикаций Интернета дети приюта «Отрада» оказывались разменной монетой «истинно-православных» бывших, а также настоящих, ратующих за расцерковление. Дети, которые после тяжелейших жизненных ситуаций обрели в монастыре свою семью, невольно вновь испытывали боль, душевные травмы от бестактных порой вопросов заезжих доброжелателей.
Хотелось бы спросить прежде всего Анну Данилову: возьмет ли она на себя заботу о 50 детях-сиротах, которых она хочет осиротить второй раз, лишив заботы и любви матушки, в которой они нашли мать? Хотя бы копейку из своих гонораров она пожертвует на этих детей-сирот, которых ежедневно надо кормить, одевать, воспитывать, давать образование?..
В декабре 2016 г. книгу Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» выпустило издательство «ЭКСМО». Уже в аннотации читателю навязывается предвзятая оценка текста: автор «никак не ожидала, что святая обитель окажется похожей на тоталитарный ад…». И это об обители, в которой на самом деле создана дружная любящая семья, все сестры единодушны, радостны и доброжелательны, по слову апостола: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь».
Во вступительной статье Алены Чепель, главного редактора сайта «истинно-православной церкви» «Острова. Православие без Патриархии» (http://www.ostrova.org) читателю в сознание заранее вбиваются идеологемы: «Святая обитель окажется тоталитарным адом»; «бесправие послушниц и монахинь, безразличие начальства к их психическому и физическому здоровью, душевные страдания и поломанная жизнь — это… типичная ситуация для современной России». Далее: «из книги можно «узнать о механизме превращения людей в безвольных преданных рабов… на уровне психологической зависимости и… материального бесправия», «письмо девяти игумений в защиту монастыря… стилистика доноса»; «послушание», «смирение» и «благословение» — инструменты манипуляции и создания концлагеря для тела и души»; «…в обычном приходе в миру творится черт-те что — поп, например, корыстный, и духовной жизни ни у кого не наблюдается»; «у монахинь, невест Христовых… не только процветает порок, но и приобретает еще более уродливые формы, чем в миру» и т.п. (подобных цитат только из вступительной статьи и предисловий можно привести еще множество).
Упоминается и «Письмо 9 игумений», в котором пишется о том, что в монастыре прекрасное питание (своя сыроварня, молоко, фрукты, овощи со своего огорода), и все это для сестер и детей (так же, как и свой медицинский кабинет, сауна и пр.), но «знатоки монашеской жизни» утверждают, что все хорошее в монастыре только для гостей и спонсоров. Можно было бы посоветовать Алене приехать в Свято-Никольский монастырь и увидеть все своими глазами и убедиться в лживости автора «Исповеди». Но, к сожалению, ни Анна, ни Алена, ни многие другие пишущие о монастыре ни гостями, ни спонсорами не были и не будут, но уверены, что видят все ясно через призму «бывшей послушницы».
Алена Чепель задается вопросом: «…что же происходит с РПЦ. Эта книга как минимум развенчивает миф о какой-то особенной святости монастырской жизни».
Вторит Анне Чепель еще в одном предисловии к этой же книге (для большей убедительности, вероятно) и некая певица: «Я была в монастырях… Я встретила там замечательных женщин, но судьбы их в итоге складывались все хуже и хуже», автор «пошла против машины обработки и порабощения».
В конце книги приводится письмо еще одной бывшей послушницы, ушедшей из монастыря в 1993 г., которая обвиняет игуменью Николаю в том, что она «начала борьбу с тайноядением»… а «по воскресеньям читали соборно акафисты в Никольском храме, он тогда был разрушен, зима, холодно» (совсем уж нелепо обвинять монахинь в… молитве); «насчет безбожного отношения в здоровью добавлю один штрих, это норма»… Далее приводятся «примеры» из жизни женских монастырей в Бородино, Коломне, Хотькове, Риге, «шамордома», Крестовоздвиженского и др., в которых царит «бабская жестокость», а «мать Николая… — слуга дьявола». И перечисляются монастыри, настоятельницами которых являются сестры Свято-Никольского монастыря.
Многие из этих пассажей вынесены на 4-ю сторону обложки, где также даны и другие цитаты: «Мария рассказывает… как старец, игуменья, духовник злоупотребляют своей властью… А средство манипуляции … искренняя вера. Это страшно»; «Мария Кикоть описывает самую распространенную действующую модель… мы на пороге нового социального движения — бывших послушниц, монахинь, на поле брани с псевдоправославием пострадавших». Таким образом, издательство «ЭКСМО» использует основные «рекламные» места книги (обложка, аннотация, вступление, примечания), чтобы заранее запрограммировать сознание читателя на негативное восприятие монастырей РПЦ. Отметим, что из 2700 изданий издательства ЭКМО, имеющихся на их сайте (раздел — Развитие личности, религия, эзотерика), к Религии имеет отношение менее трети изданий, и только 4% (около 100) отнесены издательством к православной литературе, причем часть из них направлены против православия. К примеру, книга Дженкинса Филиппа «Войны за Иисуса: Как церковь решала, во что верить», а также «Иисус против священников», «Темная сторона Библии», «Насилие в Библии», «Конец веры: религия, террор и будущее разума» Харриса Сэма («убежденного атеиста, который занимается изучением религии через призму нейробиологии») и др. подобные произведения, включенные в серию «Война за Бога», где выпущена и «Исповедь» Марии Кикоть.
И интернет-издание, и изданную книгу активно рекламирует Михаил Баранов, ярый антицерковник, лидер сайта «Расцерковление». Жена Баранова Анастасия была в одном монастыре с Марией Кикоть (монастырь Архангела Михаила в Шубинке Новосибирской епархии), потом они обе бежали, одна — в Малоярославец, другая — замуж за Баранова. Кстати, Анастасия накануне публикации «Исповеди» в Интернете написала, что они с Машей «готовят бомбу» (потом, правда, стерла это у себя на странице).
А.Невзоров на nevex.tv, в частности, говорит, что Мария Кикоть «описала сегодняшнее состояние современных монастырей, на содержание которых тратятся Ваши денежки», описала «самый пафосный, самый рекламируемый» монастырь, в котором царит «дикое невежество, чудовищное отношение к здоровью, к детям, бесправие, рабский труд, культ личности, дикая роскошь». Полагаю, нелепо говорить о «диком невежестве» в обители, сестры которого в большинстве своем имеют высшее или духовное образование, а в стенах монастыря работает аккредитованная православная гимназия (и ее филиал в городе), для студентов открыт филиал РГСУ, факультет журналистики. А вот на вопросе о туалетной бумаге, которой выдают только «2 рулона в месяц на келью, где живет несколько сестер» А.Невзоров останавливается в течение 2 минут (и это единственный «пример» из книги, на котором он заостряет внимание). Кстати сказать, в монастыре сестры живут по одной, у каждой своя келья.
Таким образом, в написании и распространении данной книги прослеживается целенаправленная заказная информационная акция против Русской Православной Церкви и ее основы — монашества.
Но на этом враги Церкви, к сожалению, не остановились. В «Московском комсомольце» в начале февраля вышло интервью с «бывшей послушницей» Региной Шамс, ушедшей из Свято-Никольского монастыря в 2009 году. Простите, но уж здесь заказной характер такими белыми нитками шит! МК, у которого не хватает, по признанию журналистов, полос для серьезных материалов, вдруг вспоминает 2009 год… и приводит мнение «авторитетной» в монашестве особы, которая из Италии привезла ребенка, а из Ирана мужа, решившая убить двух зайцев таким браком, предоставив иранцу московскую прописку, а ребенку — отца; переменившая буддизм на ислам, ислам на православие, православие на некий суррогат. В ее интервью заведомая ложь доходит уже до абсурда, и опять же во многом касается детей приюта, которых «кормят еще хуже, чем сестер». Стоит посмотреть на многочисленные фотографии детей на сайте монастыря или приехать и увидеть лично радостные (и вполне упитанные), одухотворенные лица детей, которые только прошлым летом 9 раз выезжали за границу — не только с концертами, но и на отдых: двухнедельная поездка на остров Санторини (Греция) в июне, в Крым в сентябре и, как всегда, ежегодные паломнические поездки в Италию в декабре и мае — просто отдохнуть и приложиться к святыням — это может позволить себе не каждый. Честное слово, такому детству, разностороннему развитию и образованию, как у воспитанниц приюта «Отрада», могут позавидовать даже дети из состоятельных семей.
И еще один пример откровенной лжи. Регина сокрушается об одной «поломанной» жизни некоей послушницы Натальи, которую «выдали замуж (кто? — уж не монастырь ли?) за неверующего человека, который ее бил, и у нее погиб ребенок». На самом деле эта Наташа по благословению ушла из монастыря, вышла замуж за верующего человека, родила благополучно двоих детей, поддерживает с монастырем тесную связь и написала в защиту игумении Николаи письмо на сайт монастыря («православные» порталы, как мы помним, подобные свидетельства не публиковали). Из такой, легко опровергаемой лжи, состоит все интервью.
О чем говорят приведенные выше факты? Очевидно, что развернута спланированная травля монастыря, что все скрытые и явные враги Церкви ополчились на монашество и на одну из самых духовно устроенных женских обителей — Свято-Никольский монастырь.
А кто они — эти «защитники» веры? Мария Кикоть сейчас живет в Бразилии (факты из ее Исповеди). Имея собственную фотостудию в Москве на ул. Пятницкая в 20 с небольшим лет, при медицинском образовании (???), она фотографирует исключительно девушек-моделей, разъезжает на «Ауди», и вдруг увлекается буддизмом и отправляется в Индию, потом едет в Китай, «в Шао-Линь, прошла все четыре ступени и стала учеником мастера… медитировала по несколько часов в день». Затем Мария едет в один православный монастырь, из которого бежит, и потом уже попадает в Свято-Никольский монастырь, где ее приняли с любовью и доверием, не расспрашивая о ее прошлом опыте и даже не предполагая наличия за ее плечами нетрадиционных для православной монахолюбивой девушки занятий. Здесь она иногда «залпом пьет» спирт, катается «по полу, как помешанная, рыдая в голос». «Я набрала в пакет самых разных таблеток (привезенных, как следует из текста, ее матерью. — прим. ред.): корвалол, валокардин, феназепам, релаксон, афобазол, даже антидепрессанты амитриптилин и прозак. Травки и валерианка мне не помогали… Когда я пыталась ничего не пить…мне казалось, я схожу с ума» (все цитаты по интернет-изданию на ее странице в ЖЖ).
Регина — с интернациональным багажом мужей и разных вероисповеданий за плечами.
Расстрига иеродьякон Григорий (Михаил Баранов), чьи язвительные выпады против Патриарха уже набили оскомину.
Алена Чепель, ратующая за «Православие без Патриархии».
Певица Ольга Арефьева, которая поет, например, песню про «Ангела сметаны» (вероятно, ему и молится)…
Конечно же, бывшая звезда экрана — А. Невзоров, комментарии по поводу заявлений которого в отношении РПЦ, думаю, излишни…
Вот такая компания.
Они, правда, для своего подкрепления бросили клич в интернете: «пострадавшие от монастыря — объединяйтесь». Но объединяться-то особенно некому — не так много «павликов морозовых» даже из тех, кто ушел из монастыря, — в основном все до сих пор благодарны за духовную помощь, полученную в обители в тяжелую минуту жизни. Но если среди 12-ти учеников Господа нашелся один Иуда, то чего ждать в современном мире… Более 70 окончивших приют девочек, получивших высшее образование, устроенных в жизни, венчавшихся в построенном рядом с монастырем храме, приезжают по зову сердца на все монастырские праздники в обитель, как в родной дом, со своими мужьями, детьми. Но их вряд ли захотят слушать (как уже было с письмами после публикации «Исповеди» в интернете), а письмо какой-нибудь «заблудшей дочери», получившей в монастыре и любовь, и заботу, и образование, а самое главное — по-настоящему счастливое детство, но не приобретшей благодарности — как блудный сын из Евангелия расточил свое наследство, будут тиражировать и вопить о ее правах. Наверняка, найдутся еще авторы, которым не терпится получить Геростратову славу и бросить свой ком грязи (а как еще можно стать заметным?) в единодушии молящееся за своих гонителей сестричество монастыря. Не зря все это называется информационной войной, и те, кто воюют против монашества, попадают в лагерь ярых и открытых врагов Церкви Христовой, а значит и Самого Господа. Не страшно? Ведь всякое зло возвращается бумерангом…
Мне вспомнилось «Обращение к чадам Церкви об ИНН» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которое он вынужден был сделать в свое время. Приведу несколько цитат из него с авторскими выделениями в тексте:
«…от чего должны мы быть свободны?
— От христианской церковной дисциплины, когда соборный голос Церкви оспаривается личным мнением?
— От Церкви единой соборной, раскольническая часть которой зовет людей в «катакомбы», чтобы она выродилась в секту?..
И не насторожит ли чад Церкви то, что в желании достичь своей цели борцы не гнушаются пользоваться методом отца лжи диавола — КЛЕВЕТОЮ?»
Тем, «кто борется с Церковью, я обязан сказать…
БОЙТЕСЬ РАЗДЕЛЕНИЯ И РАСКОЛА В ЦЕРКВИ!
Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!
Бойтесь судить церковное священноначалие — ибо это гибель и без антихристовой печати!»
Марина Нестерова, главный редактор издательства «ФАВОР», член совета «Женщины — офицеры России»