Рождественское послание преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского

Рождественское послание преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Козельской епархии Русской Православной Церкви. 

Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы снова вкушаем в эти святые дни радость Рождества Христова. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия.

Само Божество, — пишет преподобный Ефрем Сирин, — заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому. Вытесненный добровольным грехом из мира, из тела, из души человеческой — Бог Своим воплощением и вочеловечением возвращается в мир, в тело, в душу. Весь становится человеком, вселяется в мир и, находясь среди творения, промышляет о нем: освящает, спасает, преображает, обожает все человеческое существо.

Благословленный таковой благодатью Божией, человек призван раскрыться для исполнения тайны Боговоплощения и спасения. Если Бог сошел на землю, то человек призван взойти на небо. Если Бог принял плоть и стал Человеком, то человек призван принять Духа Святого и обожиться. Если Бог воплотился во чреве Девы, то человек призван по благодати продолжить в самом себе таинство воплощения, таинство рождения Христова, таинство соединения человеческой природы с Божеством.

Тайна Рождения Христова опытно переживается, постигается и исповедуется во всей своей истинной, спасительной полноте благодаря вселению Христа в сердце, в ум, в душу – в самое существо человека. Душа человеческая предназначена быть девой и матерью, — говорит святой Максим Исповедник. Душа человеческая призвана быть чистой, смиренной и беззлобной, подобно душе и телу Пречистой Девы Марии, чтобы таинственно принять в себя Христа.

Если Бог не присутствует в человеке, у него нет истинной молитвы, он не ведает сладости смирения, не понимает радости прощения врагов, не постигает смысла происходящего с ним и вокруг него. Происходит это, по слову Симеона Нового Богослова оттого, что только Бог, живущий в человеке, научает человека будущему и настоящему, не словом, а самим делом, на опыте, в реальности. Это потому, что христианская жизнь зиждется не на убедительных словах человеческой мудрости, как говорит святой апостол Павел, а на явлении Духа и силы, на тайной премудрости Божией.

Величие и глубина тайны Боговоплощения с особенной силой являются нам в непостижимом смирении, добровольном самоуничижении Бога-Слова, умалившего, как пишет апостол Павел, Самого Себя, принявшего вид раба и образ человека.

Подивимся, христиане, произвольному для нас умалению Великаго Бога и Спаса нашего – говорит святитель Филарет Московский. Возблагоговеем пред сим умалением Его. Кротость, простота, смирение, снисхождение к низшим, уравнивающее себя с последним из них, спокойствие в уничижении, терпение, непобеждаемое никакими оскорблениями, – сие да мудрствуется в вас, подобно как и во Христе Иисусе.

Для всех людей праздник Рождества Христова является праздником примирения Неба и земли. Этот праздник напоминает нам, что мы должны жить в любви к Богу и друг к другу, жить в мире. Если человек пришел к Христу, себя Ему покорил, то он непременно обретет мир Христов, который и есть настоящее человеческое счастье.

Желаю вам, дорогие мои, в эти святые дни подлинно насладиться пришествием в мир Спасителя и Бога, подлинно обрести воплотившегося Христа в своих душах, и, подобно древним волхвам, принести ему дары послушания и смирения, милосердия и любви, беззлобия и молитвы.

епископ Козельский и Людиновский НИКИТА

Рождество Христово
25 декабря/7 января 2017 г.
г. Козельск