Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений
Многоуважаемый Анатолий Дмитриевич! Дорогие собратия архипастыри, отцы, братья и сестры! В преддверии праздника Рождества Пресвятой Богородицы приветствую всех гостей и участников открываемых XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений с пожеланием заступничества и помощи Царицы Небесной во всех делах на благо нашего Отечества.
Последние годы данный церковно-общественный форум начинает свою работу в городе Калуге, а затем он проходит во всех районах области. И хочу сейчас поблагодарить Вас, Анатолий Дмитриевич, за внимание к его подготовке, а также поздравить Вас с избранием губернатором нашей области. Народ доверил Вам, и я желаю помощи Божией в Вашем служении на благо нашей Благословенной Калужской земли и всего Отечества. Хотел бы сказать слова благодарности и заместителям губернатора, министрам, членам Правительства, депутатам Законодательного собрания, руководителям районов, всем членам Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области, духовенству и мирянам-труженикам на ниве образования, деятелям культуры за ваш ответственный подход при подготовке данного мероприятия. Назову вам одну цифру, в эти дни в рамках Богородично-Рождественских чтений пройдет 50 мероприятий по 16 тематическим направлениям в Калуге и во всех районах области. Это конференции, круглые столы, семинары. Обсуждение вопросов образования и воспитания будет проведено на дискуссионных площадках. Надеюсь, все это принесет пользу нашей совместной работе.
Этот год объявлен годом литературы в нашей стране. Литературное наследие России занимает видное место в мировой библиотеке. Только один XIX век дал человечеству множество замечательных мастеров русского слова. Произведения Федора Михайловича Достоевского, например, широко известны не только у нас в стране, но и за рубежом. Один только его роман «Идиот» переводился на немецкий язык 22 раза. Более 10 лауреатов Нобелевской премии по литературе испытали воздействие его творчества. Немалое влияние оно оказывало и на ученого физика Альберта Эйнштейна, который подчеркивал, что этот русский писатель не только показывал читателю жизнь, «но цель его заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия».
Вопросы духовного бытия изначально были средоточием русской литературы, которая зародилась в лоне православия. Не случайно, что распространение грамотности стало государственным приоритетом со времен Крещения Руси. Повесть временных лет свидетельствует, что святой князь Владимир, 1000-летие преставления которого праздновалось в этом году, «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
В конце X и начале XI века для обучения грамоте использовались не только греческие, но и славянские, древнерусские рукописные книги. Об уважении к книге в те времена свидетельствуют их названия: «Источник мудрости», «Реки, наполняющие вселенную», «Утешение в печали». Это были, прежде всего, переводы житийной литературы и святоотеческих писаний.
Начинание равноапостольного князя вскоре принесло добрые плоды. Уже при его сыне Ярославе Мудром на Руси были не только свои знатоки литературы, но и талантливые писатели. Одним из них был святитель Иларион Русин — первый из славян митрополит Киевский и всея Руси, автор «Слова о Законе и Благодати».
Сам Ярослав Мудрый, следуя примеру отца, приказал «учить книгам» до 300 детей в Новгороде. При нем появились и первые библиотеки в церковных соборах и монастырях, в домах великих князей и епископов. Лично Ярослав Мудрый в 1037 году собрал писцов, поручив им переписку уже имевшихся славянских книг и перевод греческих. Так появилась знаменитая библиотека Софийского собора в Киеве, которая насчитывала, по разным оценкам, от пятисот до нескольких тысяч экземпляров книг на разных языках. Основу библиотеки составили духовные сочинения и церковные книги, в первую очередь — Священное Писание.
Накопленный за прошедшие с тех пор века опыт осмысления книг духовно-нравственного содержания нашел отражение в лучших произведениях отечественной литературы. Какие же самые замечательные ее черты? На рубеже XIX и XX веков мыслитель Лев Шестов писал, что не только литературу, но и все вообще русское искусство отличают «простота, правдивость и совершенное отсутствие риторических прикрас», что даже «наиболее скептически настроенный русский человек в глубине души своей таит надежду. Отсюда наше бесстрашие в правдивости, так ошеломившее европейскую критику» .
На то, чтобы «мириться и уживаться со злом», направлен многовековой культурный опыт Европы. Носитель западной цивилизации воспитан в сознании, что он может надеяться только на себя, на свои силы и способности. Он не стремится к глобальной победе над злом, а скрашивает его проявления в своей жизни, ограждая себя от ужасов бытия. Соответственно западное искусство направлено на то, чтобы сделать человека и все окружающее его «возможно менее естественным».
Наша отечественная словесность не признает надуманный, выстроенный в многочисленных теодицеях западной культуры Happy end. «Я не принимаю этой жизни!» — эти слова героя романа Достоевского «Братья Карамазовы» (Ивана Карамазова) многообразно отражаются в творчестве русских писателей от Пушкина до Шукшина, обнаруживая «еще не вполне израсходованную веру в победу над злом» .
Ради достижения этой победы — победы над злом русский человек готов заплатить любую цену. Об этом свидетельствуют даже трагические события русской революции, когда наш народ был увлечен желанием искоренить «зло» посредством переустройства общества. Сергей Булгаков подмечает у революционеров нелогичную жажду осуществления своего рода Царства Божия на земле, но без Бога. Однако логика была, она состояла в том, что только высокие идеалы торжества добра и справедливости могли привлечь лучшие силы российского общества.
Следует упомянуть меткое изречение Николая Бердяева: «Мы русские, апокалиптики или нигилисты» . Дворянка Софья Перовская, чей памятник находится возле здания факультета начального образования КГПУ на Воскресенской улице — пример титанических усилий личности в одиночку противостоять злу этого мира, пример попытки одержать победу над ним посредством разрушения. Но, как предупреждал Достоевский, это путь, который ведет к противоположному результату — к эскалации зла. Ведь, как писал в начале ХХ века Симеон Франк, «ненависть соответствует разрушению и есть двигатель разрушения, как любовь есть двигатель творчества и укрепления».
Что дает неиссякаемую надежду православному христианину? — Пасха Христова! Верующий убежден, что зло побеждено и не имеет перспективы в вечности. Богочеловек Христос дарует всем людям возможность быть участниками этой Победы. Сегодня надо научить подрастающее поколение любви Христовой, чтобы наше общество обрело этот «двигатель творчества и укрепления». Нашему обществу в целом, и российской школе в частности, следует искать разумный компромисс традиции и новаций, чтобы не повторилось былое их противопоставление.
«Стоит ли впустую сеять вечное, разумное, доброе?» — звучали сомнения, когда мы только начинали делать первые шаги по преподаванию курса «Основ Православной культуры» в общеобразовательных школах. Опыт показал, что стоит.
Я от всей души благодарю Анатолия Дмитриевича, его помощников и всех работников сферы образования за поддержку преподавания ОПК в общеобразовательных школах Калужской области. Но я должен сказать, что нам нельзя останавливаться. Надо продолжать начатое дело и расширить преподавание этого предмета, чтобы постепенно распространить его на все ступени образования, а также ввести элементы духовно-нравственного воспитания в преподавание общеобразовательных предметов.
Что конкретно предстоит для этого сделать, и какие проблемы необходимо решить, — эти вопросы должны быть в центре обсуждения открываемых Чтений. Надеюсь на искреннюю заинтересованность, конструктивный диалог и взаимопомощь властей, работников системы образования и представителей нашей Церкви.
Россия не впервые стоит перед трудностями, и они, в конечном счете, всякий раз служили на благо, укрепление и развитие нашего Отечества, когда их преодоление было общим делом для Церкви, общества и государственной власти. Разве в 1812 г. или в 1941 г. не вся ли Европа противостояла России? И что, наш народ объединился, выстоял и победил. И сейчас, если будем вместе, будем иметь веру тоже переживем все трудности и победим!
Спасибо за внимание!
Источник: eparhia-kaluga.ru