РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО  К Л И М Е Н Т А,  МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

351

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО  К Л И М Е Н Т А,  МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО
освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Калужской митрополии Русской Православной Церкви.
Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу
(Рим. 8:3—4).
Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова!
Сегодня все творение сообразно своему естеству воздает славу Богомладенцу Христу: бесплотные ангелы — радостным ликованием, безмолвная природа — торжественной безмятежностью, спасенное человечество — сыновней любовью.
По замыслу Творца все мироздание от грубой материи до богоподобного духа сосредоточено в человеке и поставлено под руководство его независимого самосознания. Тело всецело принадлежит земному миру и действует в нем как орудие незримой души, способной проявляться в двух мирах: физическом и духовном. Наделен человек и равноангельской сущностью — духом, который по природе своей совершенно чужд всему земному. Человеческий дух устремлен к Богу и только Им живет. Сочетание в человеке столь разных и даже противоположных элементов определяет его особую миссию — объединив в себе все творение, он способен сознательно устремиться к Творцу и соединиться с Ним, освящая все Его создание.
Но первые люди замкнулись на себе. Они избрали пагубный путь и устремились к чувственному миру, полюбив вместо Творца собственное эго. По образному выражению святителя Феофана Затворника, человек подобно стружке завился вокруг пустоты. Утрата связи с Богом исказила первозданную гармонию человека. Его свобода оказалась в путах страстей и беспорядочных пожеланий. Компас его жизнедеятельности повредился. Став смертным, человек устремился к эфемерным наслаждениям земного бытия вместо вечных благ богообщения и богосыновства. Из поколения в поколение в человечестве умножались телесные болезни, душевные страдания и «томление духа» (Еккл. 1:14).
Желая вернуть венец творения к блаженству пакибытия, Превечный Бог становится Человеком, уподобляясь Своему созданию во всем, кроме греха. Рождение в мире Христа Спасителя возрождает всю природу человека — его дух, душу и тело, восстанавливает его свободу, создает условия для освящения его благодатью Святого Духа, открывает путь к вечной жизни. По этой причине для каждого человека так важно еще в земной жизни соединиться с Христом. В Нем, по мысли святителя Феофана, человек исполняется «всех духовных благ», из которых «самое нужное для нас благо есть избавление от грехов и обновление нашего растленного естества». Все это подается верующим и взыскующим спасения в церковных таинствах. В них целиком и полностью восстанавливается дух человека — образ Божий, а приведение к праведности души и тела составляет подвиг христианина.
Без использования своей свободы ради всецелого освящения и соединения с Богом человек погружается во тьму прежних страстных привычек и дел. Ведь без усилий со стороны христианина его обновленное благодатью естество снова покрывается ржавчиной греха, воля слабеет, дух угасает, из сердца уходит любовь к Богу и расположение к общению с Ним. Живущий без подвига человек становится духовно окаменевшим, подобно жене Лотовой, оглянувшейся с сочувствием на прикрасы греховной жизни (см. Быт. 19:26). Вот почему нашим наилучшим выражением любви к родившемуся ныне Богомладенцу Христу будет подвиг следования за Ним — нелицемерная жизнь по евангельским заповедям, самоотверженное служение Богу и ближним в наше непростое время.
Господь заповедал нам оказывать всевозможную милость окружающим людям (см. Лк. 10:25—37). В эти святые дни, и в то же время неспокойные для нашей страны, вспомним о тех, кто защищает рубежи нашего Отечества, кто лечится от ран, жен, потерявших своих мужей, детей, оставшихся без родителей. Своим словом и поддержкой принесем радость и в их сердца. Вспомним и о пожилых людях, которые отдали свои силы и здоровье в тяжелом и честном труде на благо нашей страны. Не забудем и одиноких матерей, с заботой и с любовью воспитывающих своих детей. Самое малейшее наше внимание ценно для них. Бог ждет от «человеков» благоволения (см. Лк. 2:14) — чувств и поступков, достойных празднуемого события.
Пусть же освятится дух наш приобщением Святых Христовых Таин, тело утихнет перед тайной боговоплощения, сердце наполнится любовью к ближним, чтобы нам, по слову Вышенского Затворника, «духом ходить и похотей плотских не совершать», а душа воспарит в горние обители и вместе с ангелами будет воспевать рожденного ныне в Вифлееме Спасителя!
Христос рождается, славите!

Смиренный Климент,
Митрополит Калужский и Боровский.
Рождество Христово, град Калуга.
25 декабря 2023 / 7 января 2024 года.