В городе Людиново состоялась конференция на тему «ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО».

1717

28 сентября 2023года Людиновской школе искусств №1 состоялась конференция в рамках XXVI Богородично – Рождественских образовательных чтений Калужской Митрополии Русской Православной Церкви «ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО».

В заседании участвовали представители Козельского, Людиновского, Думиничского, Жиздринского, Сухиничского, Ульяновского, Хвастовичского и Кировского районов Калужской области. Перед началом пленарного заседания гости и участники мероприятия могли познакомиться с опытом работы образовательных организаций и воскресных школ города Людиново, представленных в форме стендовых докладов.

Затем с молитвы и исполнения Гимна Российской Федерации началась торжественная часть выездного заседания.

Со словом приветствия к слушателям пленарного заседания обратился Епископ Козельский и Людиновский Никита. Владыка поздравил всех с праздником Воздвижения Креста Господня, которому накануне поклонялись все верующие православные христиане, а также отметил, насколько  значимым является сегодняшнее мероприятие, ведь многие века православная вера формирует наши ценности, идеалы и мироощущение. Именно поэтому очень важно, чтобы Русская Православная Церковь помогла сохранить глубину русской культуры и помочь ей в дальнейшем развитии.

Присутствующих также поздравила глава района «Город Людиново и Людиновский район» Любовь Васильевна Гончарова, пожелав творческих успехов каждому участнику пленарного заседания и выразив надежду на то, что наши потомки обязательно оценят наши добрые дела, и вслед за нами обязательно будут сохранять и продолжать развивать уникальную русскую культуру.

Затем епископ Никита и настоятель Казанского собора города Людиново протоиерей Алексий Жиганов вручили Благодарственные Архиерейские грамоты муниципальным координаторам преподавания курса «Основы православной культуры» за усердные труды во славу Русской Православной Церкви. В том числе Архиерейская грамота также была вручена ветерану труда Елене Валентиновне Орловой за многолетний и усердный труд в преподавании предмета ОПК.

Перед участниками пленарного заседания с докладом «О деятельности муниципального Координационного совета по духовно – нравственному воспитанию детей и молодёжи при администрации муниципального района «город Людиново и Людиновский район», в том числе по созданию условий для повышения качества преподавания «Основ православной культуры» в образовательных организациях» выступил благочинный 6-го округа Козельской епархии протоиерей Алексий Жиганов, член Координационного совета при Правительстве Калужской области.

Музыкальным украшением в официальной части заседания стали выступления преподавателей Людиновской школы искусств №1 Натальи Чиглинцевой и Елены Хрусталёвой.

После торжественной части все участники мероприятия отправились по трём дискуссионным площадкам.

На первой площадке, куратором которой была Ольга Сергеевна Клестова, заместитель директора по УВР Людиновской средней школы №2, обсуждалась тема «Духовно – нравственная культура в школе: опыт и инновации». Теоретическая часть по данной теме началась в школе искусств №1 и продолжилась практической частью: мастер – классом «Урок в храме» в Казанском соборе города Людиново. Участники секции получили наглядные пособия для работы и уникальную форму преподавания предмета ОПК для детей.

На второй дискуссионной площадке в большом зале Духовно – просветительского центра «Светоч» при Казанском соборе города Людиново, куратором которой был клирик Казанского собора Людинова иерей Алексий Сначёв, обсуждалась не менее интересная и волнующая тема «Опыт и взаимодействия Русской Православной Церкви и светских организаций». С докладами из опыта работы выступали представители дошкольных и других организаций. Эта была самая многочисленная секция, где священнослужители, преподаватели ОПК, воспитатели детских садов дискутировали и высказывали свое мнение по наболевшим вопросам, делились опытом своей деятельности.

На третьей площадке в Городском музее на Набережной, куратором которой была директор музея Елена Витальевна Башкирова, обсуждалась тема «Потери и приобретения минувшего, образ будущего. Знакомство с краеведческой исследовательской деятельностью учащихся образовательных учреждений, городских, школьных и приходских музеев». На данной площадке докладчики рассказывали про свою исследовательскую деятельность – это, в основном, ученики образовательных организаций города под руководством своих педагогов. Здесь же с докладом и презентацией выступила сотрудник церковного музея при Казанском соборе Людинова, хранительница музейных фондов, Галина Фёдоровна Гончарова, рассказав о собранных экспонатах и об оформленных экспозициях церковного музея.

Для всех гостей и участников выездного заседания в течение всего периода мероприятий в ДШИ №1 был организован кофе – брейк.

Секции выездного заседания в рамках Чтений получились насыщенными, плодотворными и полезными.

Будем надеяться, что данные мероприятия послужат следующей отправной точкой для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия Церкви и светского общества по ключевым вопросам современности, для единения и единодушия Православия и Отечественной культуры.

Приветственное слово епископа Козельского и Людиновского Никиты при открытии Образовательной конференция «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»  в Козельской епархии. 28 сентября 2023 года. Город  Людиново

Всечестные отцы, братия и сестры, сердечно приветствую вас на выездном заседании Богородично-Рождественских чтений.

В этом году тема Богородичных Чтений возводит нас к осмыслению взаимосвязи Православия с отечественной культурой, осознанию потерь и приобретений лет минувших и формированию на этой основе образа будущего. Эта тема выбрана не случайно: наша страна переживает новый этап, когда угрозы от врага внешнего заставляют задуматься о внутреннем, обратить особое внимание на то, что по-настоящему делает нас сильнее.

Россия не раз переживала натиск извне, не раз одерживала победу, и сейчас тоже такое время, когда всем нам важно понимать, за что воюют на поле брани сыны Отечества, что именно они защищают. Границы государства? Право жить по нашим законам? Право быть самим собой? Что стоит на самом деле за всем этим? Почему в очередной раз враг ополчается против всего русского?

Есть люди, которые стараются нас убедить, что Россия – это просто совокупность населения, имеющего различные духовные традиции, ориентации, политические пристрастия и прочие особенности. Однако,  как показывает многовековая практика, такие установки не срабатывают. Для ключевых вопросов государственного строительства нужно нечто большее. А именно – истинная культура народа, которая всегда скрепляется духовной доминантой.

Таковой на Руси всегда было Православие. Именно оно является той самой духовной сердцевиной, которая и выражает духовное устремление русского народа как совокупной личности. И благодаря именно этой главной духовной характеристике народ наш, как совокупная личность, и смог стать творцом той самой великой культуры, которая во все времена приковывала взгляды, питала умы и вдохновляла сердца на высокие свершения. Поэтому и по сей день защищая Россию, воины наши защищают не просто свои семьи, но и храмы, и монастыри со  святынями, и вместе с ними все то, что появилось благодаря этим духовным истокам: великое наследие Пушкина, Гоголя, Достоевского и русскую былину, музыку Чайковского, Мусоргского, Рахманинова и песню народную, полотна художников и народные промыслы, величественные творения архитекторов и простые деревянные избы…

Почему же Православие так оживотворяет культуру народа? Ответ  в том, что благодаря свету православного миросозерцания народ-личность всегда творец, свободный субъект истории, который способен принимать решения, который может не только грешить, но и каяться. Потому что христианин согрешивший остается христианином, Церковь его не отвергает, но молит с милосердием Бога о его покаянии и помиловании. Как Адама постигло грехопадение в момент его наибольшей мудрости и славы, так покаяние стало моментом взлета его духа, хотя и прошло в изгнании и бесславии. Так и Россия отступила от христианского призвания, будучи на вершине земной славы и величия на рубеже 19–20  веков, но обратилась ко Христу в бесславии и уничижении. Под гнетом безбожников в веке 20-м просиял целый сонм новомучеников – печальников за землю русскую. И в Великой Отечественной войне наполовину оккупированная фашистами, земля наша смогла устами сыновей воззвать ко Господу и с помощью Божией победить врага, освободив от него не только свои пределы, но и многие другие страны, явив в очередной раз не только славу русского оружия, но то самое главное – величие и силу русского духа, зиждимую на Любви.

Обратимся к одному примеру из истории. В начале 19 века в самом центре России, в Тульской губернии, жили два молодых образованных барина, которых папенька отправил в Германию за модным европейским просвещением, без которого как будто бы передовым русским дворянам в те времена было ну никак не обойтись. Запад загрузил юношей полным набором современных европейских философских мыслей, вопросов и проблем. Озадаченные юноши вернулись на Родину и стали пытаться их решить. Эти стремления привели их в Оптину Пустынь к скитоначальнику Макарию. В итоге братья Иван Васильевич и Петр Васильевич Киреевские, став духовными сыновьями старца, смогли дать достойную отповедь неверующим современникам, убедительно показав, что именно Православие обеспечивает плодотворность русского общества во всех областях культуры. Что и было явлено в феномене успешного стремительного развития России в 19 веке, когда она прошла путь, по которому Европа двигалась 500 лет, причем опередив Европу во многих направлениях своего развития.

Осиянный светом Православной культуры процвел в 19 веке гений великой русской литературы, великой русской музыки, духовной и светской, питающейся корнями в духовном; были созданы шедевры изобразительного искусства, которые занимают почетные места во многих музеях мира и высоко востребованы в частных коллекциях; признанный неоднократно во всем мире расцвел и гений архитектурных творений, которыми мы не перестаем восхищаться по сей день. Создать такую великую красоту может душа, в который живет Дух Святой, душа, которая вдохновляется на творение Самим Творцом Небесным. Поэтому и не смог угасить этого сердечного светильника в русских сердцах безбожный угар гонений на Церковь в веке 20-м, да и  последующее, агрессивное  в своем лукавстве, влияние западного общества потребления находило и находит препятствие в христианском воздержании, бескорыстии и милосердии.

Как ни старалась безбожная власть уничтожить русскую культуру, оторвать ее от Церкви, ничего не вышло. Церковь выстояла и стала самой надежной хранительницей истинной великой культуры российской, и новые творцы стали выходить именно из ее лона. Православное богослужение,  церковно-славянский язык, знаменный распев, духовная музыка, иконопись, жития святых и подвиги новомучеников – все это не просто никуда не исчезло, но и по сей день  питает и вдохновляет верных чад на новые великие творения.

Причем уникальность российской культуры в том, что ее обогащают и традиции  других братских народов, которые проживают в нашей стране, потому что сила объединения согласно православному пониманию всегда в Любви и Добре, поэтому вместо диктата и экстремизма избирается взаимоуважение и добрососедство, процветает сотрудничество и сотворчество. Это прекрасно выразил в стихах Федор Иванович Тютчев:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней…»

Приняв святое крещение, соборная душа России осознанно приняла в свое сердце Православие, и  более 1000 лет заботливо культивировала и развивала свою духовную жизнь, сумев противостоять иным влияниям. В этих трудах сформировались способы сохранения веры, равно как и способы мобилизации усилий народа для сохранения не просто внешней свободы, но и цельности духовной жизни. Нам сегодня важно помнить об этом.  И прилагать усилия этот опыт не просто сохранить, но и преумножить. Выражаю надежду, что сегодняшнее мероприятие внесет нашими общими трудами вклад в это делание. Божией помощи нам всем!