«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр.13:7)
27 декабря 2022 года исполняется 10 лет со дня блаженной кончины дорогого моему сердцу архимандрита Серафима (Олиферчука), настоятеля Свято- Никольского храма в селе Бояновичи Козельской епархии.
Я поделюсь своими воспоминаниями об отце Серафиме, который был моим духовным отцом на протяжении более 20 лет. Удивительно то, что на просторах нашей Калужской земли батюшку знали во всех её уголках.
Родился батюшка 2 января 1945 года на Украине, в Ровенской области, в благочестивой семье. Отца звали Григорием, мать – Анной. В семье их было двое детей, сыновья Иоанн (будущий отец Серафим) и брат его Александр. Воспитывались братья в семье религиозной, на земле благодатной, так как было это недалеко от колыбели Православия на украинской земле Почаевской Лавры. Батюшка Серафим много рассказывал, как посещал Лавру в детстве, и потом, когда уже она была снова открыта, он туда ездил, помогал братиям монастыря. С детства ходил по воскресеньям с родителями в храм, особенно с мамой.
Когда подошел юношеский возраст, а вместе с ним зрелость и веселье, священник храма спросил его: «Ты определись, Иоанн, ты куда пойдёшь, по какой стезе – духовной или мирской?» Это был переломный момент в жизни, остановивший сразу и танцы, и веселье, стал Иоанн задумываться о духовной жизни.
Окончил школу, потом была работа в колхозе несколько лет, а вот семейная жизнь у него не сложилась. И направил Господь его стопы к духовной жизни.
В 1971 году по благословению духовника, будущий батюшка переезжает в город Владимир к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Николаю (Кутепову), где начинает работать в епархиальном управлении, занимаясь хозяйственными делами. В1974 году владыкой Николаем он был рукоположен во диаконы. Батюшка был молод, красив, и отличительной чертой его был мощный голос, красивый бас, которым Господь его наделил. Он очень любил духовные песнопения, любил служить Богу.
В 1975 году владыку Николая переводят на Калужскую кафедру, и отец Иоанн вместе с ним приезжает в Калугу, где на него было возложено послушание келейника архипастыря. А уже 25 апреля 1976 года отца Иоанна владыка рукополагает в сан пресвитера в Георгиевском кафедральном соборе города Калуги, и отец Иоанн начинает служить в сане священника.
В 1977 году владыку Николая переводят на Нижегородскую кафедру. Батюшка собирался с владыкой, но не получилось: он говорил, что очень долго делалась прописка в Калуге, потому что в советское время для духовенства было это очень сложно. Прописался он у бабушек, у которых жил и окормлял до конца их жизни. Потом эти бабушки стали монахинями. А на нижегородскую землю он так и не поехал, остался здесь.
Служил в разных местах, рассказывал, так как надзорные власти не давали долго служить на одном месте и быстро переводили, потому что проявлял свою ревность в Боге. Он служил в Калуге и в Кирове, в Спас-Деменске, в Ульянове, в Козельске, в Спас-Загорье. И всегда он оставлял о себе добрую память как молитвенник.
В1979 году батюшка подал прошение архиепископу Никону, тогда правящему архиерею Калужской Епархии, на пострижение в монашество. 29 июня 1979 года, день памяти преподобного Тихона Калужского чудотворца, после окончания Божественной Литургии при полном храме молящихся владыка совершает постриг и нарекает ему имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.
К себе батюшка привлекал много людей своей доступностью, своей простотой, беззлобием своим, хотя за это много враг рода человеческого ему мстил.
Когда же он служил на кировской земле в Кирове, его очень полюбили люди, в скором времени многие становились его духовными чадами. Например, Мария Михалина, мама нынешнего игумена Геласия, тогда Володи Михалина, которая брала с собой сына на службу. Маленьким мальчиком она приводила его в храм, когда служил батюшка Серафим, и он стал духовным отцом их семьи. Под благодатным покровом возрастал отец Геласий и его братья. Потом была учёба в семинарии Троице-Сергеевой лавре, академии, затем монашество.
Так и мои стопы были направлены к отцу Серафиму по совету одной из его духовных дочерей рабы божией Евдокии. Когда я к ней приезжал, она говорила мне: «Знаешь, Коленька, тебе надо идти к отцу Серафиму, он тебя многому научит и наставит в духовной жизни».
И был первый мой звонок в 1991 году батюшке, и он говорит: «Приходи». Вот с этого момента началась моя жизнь под его молитвенным покровом.
Он был немногословен, он не говорил длинные проповеди. Всегда, заканчивая богослужение, благодарил за молитву, объявлял о будущей службе, а проповедью была его жизнь, отданная Богу в трудах молитвенных, в трудах телесных.
В создании и строительстве храмов известен батюшка Серафим. На Хвастовической земле практически все первые храмы открыл он.
Интересна история открытия храма Жен-Мироносиц в г. Калуге, как они долго обивали пороги кабинетов светской власти с покойным отцом Александром Козловичем, чтобы открыть этот храм в 1990 году.
Он никогда не роптал, был благодарен, и на его жизненном пути было много встреч с подвижниками благочестия, будущими святыми. Он в своей жизни встречался с преподобным Амфилохием Почаевским, ребенком его приводили к преподобному Кукше Одесскому, которых батюшка очень почитал всю свою жизнь. Вспоминая об этих встречах, батюшка не всё говорил нам, но всегда задумывался при этом, и понятно было, что он имеет что-то сокровенное.
Особенной была черта, которая отличала его, это молитвенность и помощь людям. Мы знаем что батюшка Серафим, на своём приходе в Бояновичах, куда пришёл строить храм на пустое место, строил большой храм и в душах человеческих. Огромное количество людей приезжало к нему, целыми автобусами, и только его сильный молитвенный дух мог это вынести. Я встречал и видел этих людей, знаю, какие происходили потом преображения в их жизни, как они благодарили батюшку Серафима.
Он приезжал и ко мне на приход каждый год. Особенно в праздник благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, когда мы совершали с ним совместную службу. Всегда очень просты были его слова, наказы, но они очень были глубоки и полны мудрости.
Я всегда смотрел за его молитвой, за его предстоянием, иногда даже его вид поражал меня. Я помню, как-то раз сообщили, что батюшка болеет, я приехал к нему, его только выписали из больницы, вид у него был слабый, немощный, а на лавочке в храме уже сидели люди. Я ему задаю вопрос: «Батюшка, что же ты делаешь? Пожалей себя, ты очень слаб». А он мне отвечает: «Отец, мне их очень жаль, кто же им поможет».
Он брал тяготы людей на свои плечи. Да, внешне был большим, грозным, но здоровье телесное было слабо. Болели ноги, но он никогда никому не жаловался.
Отец Серафим более двадцати лет не брал никаких отпусков. Если он уезжал с прихода в будни в Калугу, то и там, в его квартиру, к нему приходили люди, телефон не умолкал от звонков. И туда, бывало, придёшь: маленькая однокомнатная квартирка, а в ней много людей. Все приходили с проблемами, с трудностями, но никогда никто не видел, как батюшке тяжело, как ему сложно и трудно.
Много отец Серафим рассказывал мне о встречах с подвижниками, особенно о матушке схимонахине Макарии Тёмкинской. Он приезжал к ней, жил и трудился у нее, рассказывал о её прозорливости.
Много можно рассказывать. 10 лет прошло, а будто бы мы вчера с ним встречались, всегда мысленно обращаюсь к нему в молитвах, приезжаю к нему на могилу у храма, где он погребён.
Помню, как мы с ним возрождали храм на родине отца Геласия в селе Фоминичах Кировского района, по его благословению.
Мы с ним, начали служить первый молебен в разрушенном храме и батюшка говорит: «Будем совершать, отец, водосвятный молебен». Отслужили, как раз была память Калужской иконы Божией Матери, 15 сентября 2004 года. Служим этот молебен, а кругом нас мерзость запустения. Кто бы мог подумать, что он говорит о возрождении этой святыни, прозревая будущее. Батюшка благословил, и я ездил за 70 километров служить хотя сам еще служил у себя в своем маленьком храмике, в домике, можно сказать.
А сейчас какой величественный и красивейший храм всего Кировского района стоит!
Отец Серафим – удивительный человек, удивительной духовной жизни; уходят такие люди, и именно с ними уходит и эпоха. Отец Серафим, отец архимандрит Донат (Петенков) и многие другие подвижники, которые пронесли через советское время свою веру. Как их презирала власть, но отец Серафим смиренно переносил это, если приходилось не служить, то по благословению пел на клиросе: он очень любил петь, мало находился в алтаре. Есть о фотографии, где батюшка стоит на клиросе.
Когда мы приезжали на день его Ангела, всегда поздравляли его, за столом, пели духовные канты. Бывало, батюшка поёт, а у самого текут слезы.
В жизни иногда люди обижали батюшку, а отец Серафим никогда не разбирался, не оправдывался, смиренно молчал. Стоит в дверях алтаря, слезы льются из глаз у этого могучего человека по внешности, но смиренного душой, он никому ничего не говорил.
И когда батюшка почил, многие пришли проводить его: и те, кто не любил его, кто ему досаждал. Я помню это стечение народа, которое было на его погребении, и как люди молились, просили у него прощения, приносили благодарение, говорили спасибо батюшке за то, что многих наставлял на путь спасения для жизни вечной.
Отец Серафим воспитал целую плеяду священников. Это я, протоиерей Николай Андриянов, игумен Геласий Михалин, насельник Чернигово-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, бывшие батюшкины пономари, нынешние священники иерей Михаил Пигусов, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Жуковском районе, иерей Олег Прохоров, настоятель храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Балабаново. При нём же служил в сане диакона отец Александр Веремьёв, ныне почивший, которого отец Серафим взрастил из своих прихожан.
Архимандрит Серафим имел благословение архиепископа Никона (Фомина) на совершение тайных монашеских постригов. Он много постриг в монахини, например, у меня на приходе были две монахини и одна схимница, которые по его благословению приняли монашеский постриг и подвизались, в этом году они обе отошли ко Господу в преклонном возрасте.
На его надгробной плите слова: «В память вечную будет праведник». Таким праведником был отец Серафим. Каждый день на его могилу приходят люди, иногда приходят сотнями. Мы не говорим о местных жителях, которые начинают свой день, проходя через храм; они первым делом идут к батюшке за благословением, приходят на его могилу помолиться, попросить его святых молитв. Также приезжают люди с разных уголков страны в его часовенку над его могилой у храма, прося молитв.
Многие рассказывают о помощи отца Серафима. Я сам так живу, прошу его помощи, всегда в моем кабинете висит его портрет, у себя дома я всегда смотрю на фото батюшки и вспоминаю его. Он не оставил что-либо другого для меня, а оставил свой пример жизни в Боге, жизни в вере и те наказы, те советы, которые он давал.
Совершая проскомидию, много встречаю в записок, и синодиках о упокоении, где на первом месте дорогое имя архимандрита Серафима. Это говорит о всенародной любви.
Царствие Небесное дорогому и любимому моему священноархимандриту Серафиму.
Протоиерей Николай Андриянов
настоятель Свято-Никольского храма
в селе Барятино Песоченской епархии