Надо терпеть и бороться за правое дело…

294

Такой жизненный девиз удивительной женщины Елены Григорьевны Пономарёвой, прихожанки Казанского собора города Людиново. Маленькая Лена была совсем ребёнком, когда в их деревню Карбовка в Брянской области пришла война. Ей в то время шел всего лишь пятый год.

Много пришлось пережить девочке, не каждый взрослый осилит такое. Поэтому свежи воспоминания и не стираются те тяжелые годы из памяти…

Помнит Елена Григорьевна и жестокость фашистов, и страх, и испытания, которые выпали на долю матерей и детей их села.

В то страшное время многих выселяли из домов (а жили в этих домах только женщины и дети), многих преследовали. Особенно жестоко обращались с жителями, если узнавали, что у кого – то есть мужчины в партизанах.

Жители переходили в разные деревни, по лесам, спасаясь от фашистов, потому что они сжигали дома, даже целые деревни.

Их семью, детей вместе с мамой и другими тоже несколько раз закрывали в сараях, готовили сжигать. Я думаю, говорит Елена Григорьевна: «Молились старшие, вот Господь нас и уберёг».

И ещё очень врезалось в память девочке Лене, как, когда были в деревне, фашисты расстреливали людей и сбрасывали их в большую яму, туда же сталкивали и живых людей, и всех закапывали. Подходить не разрешали, стреляли. И земля шевелилась, гудела, как живая была…

Помнит, что как-то долго шли через леса к партизанам, может 12 километров, может больше. Там был сделан стан, построили шалаши. Здесь были рады месту. Были грязные, чумазые, но радостные, что нет фашистов и что живы.

Вот такое детство простой русской женщины. Рассказ её был спокойный. В словах её не было злости, не было ненависти, а было тихое повествование своего детства. Удивительно, но Елена Григорьевна совершенно не жалуется на жизнь, искренне и от души благодарит Бога за все. Живет с Богом и придерживается такого простого, но понятного жизненного правила: «Надо терпеть и бороться за правое дело до конца».