Клирики Козельской епархии приняли участие в Богослужении на месте убиения последнего Оптинского настоятеля до революции Исаакия Бобракова
8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы, братия монастыря Оптина Пустынь совершила поездку в Тульскую область на территорию «Теснинских лагерей». От Козельской епархии приняли участие в поездке руководитель информационного отдела, настоятель Преображенского храма села Нижние Прыски, иерей Тихон Худяков и клирик Успенского собора города Козельска иерей Евгений Чуркин.
В 1937-1938 годах в Тесницком лесу находились лагеря, где совершались массовые расстрелы политзаключенных, среди убитых здесь покоятся и останки преподобномученика Гурия (Самойлова), бывшего настоятеля храма Преображения Господня в селе Нижние Прыски Козельской епархии.
Братия Оптиной обители почтила память своего настоятеля преподобномученика Исаакия (Бобракова), который расстрелян в лагерях в этот день в 1938 году.
Был отслужены молебны преподобномученикам и панихида по всем невинно убиенным в годы гонений. Молебен служил Иеромонах Исаакий в сослужении братии монастыря, литию возглавил иеромонах Нил (Парнас).
Иван Николаевич Бобраков, как звали святого в миру, родился в 1865 году в селе Остров Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. В 19-летнем возрасте он поступил в Оптину пустынь, и преподобный старец Амвросий предсказал ему, что он будет последним оптинским настоятелем и примет мученический венец. Через 15 лет после поступления в обитель послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Исаакий и в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха.
В 1914 году, после кончины схиархимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала его настоятелем монастыря. Преподобный принял настоятельство в тяжёлое для России время: только что началась Первая мировая война, потом — революция и братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушились невиданные испытания и гонения. Управляя обителью в трудное и скорбное время, он всегда пребывал в мирном духе. Он никогда не спешил и не суетился, во всём полагался на Бога, и Господь никогда не оставлял его. Преподобный отличался большой простотой, которая сочеталась в нём с духовной мудростью. Преподобный Исаакий был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года. Ему довелось испытать тяжесть разорения и поругания святой обители.
23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля преподобного Исаакия власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею.
Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.
В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.
…Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Старец переехал в город Белев Тульской области. В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя он сподобился от Господа мученического венца.
Священномученик Исаакий был обвинен в связи с делом Белевского епископа Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста».
Сначала, в 1937 году, было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 года было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Преподобный Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: «В состав подпольного монастыря я не входил…»
Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор: расстрел.
Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Ныне на этом месте братией Оптиной Пустыни воздвигнут Честный Животворящий Крест — непобедимое оружие христиан, разрушившее смерть, всерадостное знамение нашего искупления.
Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия. Тихая, истинно по-монашески безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял преподобный Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!» И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.
Преподобне Отче Исаакие, моли Бога о нас!