Новое козельское чудо? В Благовещенском храме на стекле проявился образ святителя Иосафа Белгородского

733

За пару дней до дня памяти святителя Иоасафа Белгородского в Благовещенском храме Козельска произошло чудесное событие. Расположенная на солее близ левого входа в алтарь икона святителя отобразилась на стекле, находившемся перед образом. Чудеса, происходящие от святых икон, богаты и разнообразны: иконы мироточат, слезоточат (плачут), кровоточат  (на них появляются капельки крови), самообновляются. Такими чудесами полна история Церкви. Не так давно стали появляться удивительные «Иконы-копии», когда рационально необъяснимым  образом икона отображается на стекле. Так появляются нерукотворные иконы на стекле.

Широко известна икона Божьей Матери «Призри на смирение» – нерукотворный отпечаток на стекле в Киевском Введенском монастыре.  Икона-копия явилась в день памяти преп.Серафима Саровского 1 августа 1995 года. Ее установили в киоте рядом с отразившимся образом. Это событие запечатлено в видеофильме режиссера А. Лесового «Киевское чудо». За последнюю четверть века такие нерукотворные иконы на стекле появились в разных местах. О них можно узнать на просторах интернета, набрав в поисковике «отображение стекол на стекле и иные чудеса».

На Ставрополье в одном из храмов теперь есть нерукотворная на стекле икона двунадесятых праздников. В Челябинской области – на стекле отразился святитель Николай, в маленьком ишимском храме Покрова – явилась икона на стекле Спаса Нерукотворного. Есть такие иконы в Караганде, Уфе, Симферополе, в республике Коми…

Несколько таких нерукотворных икон были обнаружены случайно – при уборке или реставрационных работах. Вот и в нашем Благовещенском храме при проведении реставрационных мероприятий заметили, что святитель Иоасаф  «удвоился»: и смотрит на нас теперь и с самой иконы, и со стекла, что перед ней.

По пути к Рождеству Христову Церковь на Своих богослужениях вспоминает те Лица и Лики, которые предваряли и приуготовляли Божественное воплощение: есть неделя с памятью нескольких пророков, есть неделя праотцев (предков Христа по плоти). А на одной из недель поста вспоминаются сразу три Святителя – три епископа: 19 декабря – святитель Николай, 25-го — святитель Спиридон Тримифундский, а 23-го – святитель Иоасаф Белгородский. В отличие от повсеместно известных св.Николая и св.Спиридона –св.Иоасаф в наши дни  известен не в такой степени, как это было прежде. Когда в 1911 году он был канонизирован – в  Белгороде для поклонения его мощам побывала почти треть жителей России. Подобное число молящихся было только в Дивеево вскоре после канонизации преп. Серафима Саровского, также канонизированного при Николае Втором (и по его настоянию!) в 1903 году.

Святитель Иоасаф  скончался в конце 1754 года, летом которого родился преп.Серафим. Век святителя был недолог – он умер в возрасте  49 лет. Имея от малолетства дар веры и молитвы, он был отмечен свыше особым покровительством Божьей Матери. Когда ему было лет пять-шесть, его отцу

было дивное видение: при заходе солнца он увидел стоявшую над горизонтом Божью Матерь с Ангелом. У их ног находился его сын (в крещении Иоаким) и молился. «Довлеет Мне молитва твоя», – произнесла Богородица, и после этого ангел облачил мальчика в архиерейскую мантию. Уже в 11 лет, возжелав монашеского пути, на 18-ом году жизни Иоаким удалился в одну из Киевских обителей и стал готовиться к иночеству, на  21-ом году был пострижен в рясофор. К 30-ти годам – он уже иеромонах и пастырь с именем Иоасаф. Ему довелось потрудиться в Киево-братском монастыре, в Киево-Софийском кафедральном соборе, стать игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Около трех лет он был настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, а с 1748 года становится епископом Белгородским и Обоянским.

Строгий аскет и подвижник св.Иоасаф был отмечен высокими духовными дарами, в том числе прозорливостью: многое ему было открыто и о других, и о себе. Так, незадолго до своей кончины он посетил своих родителей, чтобы повидать их перед уходом в иной мир. А прощаясь со своей белгородской паствой святитель сказал, что они уж более его не увидят живым – и, действительно, он тяжело заболел и скончался по пути обратно, не доехав до Белгорода.

В личности и трудах святителя есть особенности, напоминающие святителя Николая. Св. Иоасаф также совершал тайные благотворения и помощь нуждающимся. Чтобы его не узнавали, он порой переодевался в простые, не епископские одежды и вечером или даже ночью обходил намеченные им адреса бедняков. Однажды после такой тайной прогулки он оказался не узнан охранником, изрядно поколотившим его палкой: тот принял его за злоумышленника, пытающегося проникнуть в епископские покои. Дела милосердия владыка старался творить тайно, но Господь порой открывал людям их тайного благодетеля. Однажды в одну бедную семью по поручению владыки привезли воз с дровами. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв вверх глаза, увидела в воздухе в сиянии святителя Иоасафа.

Владыка умер в декабре, но по ряду причин его тело в гробу  ожидало отпевания два с половиной месяца! Все это время тело его оставалось нетленным, не теряя обычного вида и цвета. Спустя два года по погребении был открыт гроб в его усыпальнице — и оказалось, что не только тело осталось нетленным, но такими же целыми были и одежды, и покров, и сам гроб, хотя при открытии склепа ощущалась изрядная сырость в воздухе. У гроба и на могиле, а позднее — у мощей святителя совершалось немало исцелений и чудес. Это стало основанием многочисленных прошений о его канонизации.

Сегодня мощи святителя Иоасафа — главная святыня Белгородчины.

Обладавший особой молитвенной настроенностью, святитель составил молитву, которую произносил при каждом часовом бое часов: «Будь благословен день и час, в оньже Господь и Бог мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О,  Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея, приими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Отсутствием здоровья, постоянной болезненностью владыка Иоасаф напоминает нам оптинского старца Амвросия. В тропаре святителю к нему обращаются с просьбой «утвердить нас в Православии и благочестии». Подобным образом мы просим и собор всех оптинских старцев – «утвердить земное отчество наше в Православии и благочестии». Думается, что внимание к нам великого святителя через появление нерукотворного его образа на стекле – это еще одно проявление его дара милосердия, утешающего нас столь чудесным образом. А также дивный его вклад в дело укрепления в нас веры Православной и благочестия. Думается также, что этим событием владыка Иоасаф показывает высоту веры и благочестия прихожан Благовещенского храма, по молитвенным трудам которых, видимо, и произошло это дивное событие. Многие из прихожан отмечают, что возле этой иконы обычно стоят и молятся  на богослужении замечательные монахини Исидора и Михаила, им уже по 90, они по 60 и более лет в постриге.

Председатель Козельского общества русских литераторов Галина Горохова

Фото: Виталий Верескун

источник