Владимир Четверин – святой земли Мордовской почитаем на земле Людиновской

747

В каждом храме обязательно есть мощи святых, которые по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом. В каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах.

2 сентября Православная Церковь отмечает день мученической кончины священномученика Владимира Четверина.

Особенно почитаем этот святой в Лазаревском храме города Людиново.

При Великом освящении храма, которое было совершено 3 октября 2020 года, епископом Козельским и Людиновским Никитой, частица нетленных мощей мученика пресвитера саранского была положена в основание нового престола в обновленном алтаре после его реконструкции. Ранее, примерно с 2014 года на престоле храма в честь Лазаря Четверодневного находится антиминс с вложенной в него частицей мощей священномученика Владимира. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати.

В день памяти о блаженной кончине святого мученика настоятель храма протоиереем Михаил Карпенко отслужил Божественную Литургию, затем был совершен Крестный ход вокруг храма.

Владимир Четверин – святой земли Мордовской.

В 1874 году в селе Барахманский Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне с. Барахманы Большеигнатовского района Мордовии) в простой, благочестивой семье родился сын – будущий священник Владимир Павлович Четверин.

С юности он выбрал путь учительства – работал учителем в школе грамоты, затем 7 лет в церковноприходской школе села Кутьева Карсунского уезда Симбирской губернии.

По достижении 29 лет подал прошение о рукоположении в священный сан в Симбирскую испытательную комиссию. Отметив смирение и крепость веры молодого подвижника, епархиальное начальство опредилило Владимира Четверина на должность псаломщика поначалу в с. Юлеве Карсунского уезда, а затем в Большой Рязани, Вырыпаевке и Сурском Остроге. Желая быть примером своим ученикам в звании и исполнении Христовых заповедей и, чувствуя безграничную ответственность за них пред Господом, Владимир Четверин поступил на миссионерские курсы в Казанскую Духовную Академию. Успешно окончив курсы, Владимир, в возрасте 36 лет, был рукоположен в сан священника к церкви села Сырятино Ардатовского уезда и, успевал не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной церковноприходской школе, будучи также законно учителем в школе соседнего села. Везде он был примером «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою».

После с. Сырятино отец Владимир служил в Христо-Рождественской церкви села Барахман-Гарт.

Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская икона Божией Матери, перед которой пастырь усердно и слезно молился обо всей своей пастве.

Окормляя своих прихожан, не забывал он и о семье. К 1915 году у отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Прочих же детей батюшка с матушкой воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину, будучи расстрелянными.

Терпя житейские скорби, славя Господа за радости, подаваемые за неутомимое радение в стяжании добродетелей, укрепляя страждующих, помогая нищим, проходил славный путь своей жизни иерей Владимир. Но наступила година великой смуты на Руси. Пострадал за Христа и отец Владимир.

Появились лжесвидетели, которые не постыдились свидетельствовать против своего священника.

19 августа 1918 года иерей Владимир в последний раз отслужил Божественную литургию, после чего был арестован без предъявления ему какого-либо обвинения.

С этого дня начались честные страдания священника: его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от веры Христовой, обвиняли в «пропаганде против советской власти».

Клевету и арест батюшка, по смирению своему, принял безропотно и даже с радостью, а жители Барахман-Гарта, оставшиеся без пастырского попечения, укрепляли отца Владимира своими непрестанными молитвами и просили снять арест с приходского священника.

Однако гонители были неумолимы, и священник был осужден на смерть. В час ночи 2 сентября 1918 года по решению Ардатовской уездной ЧК отец Владимир был расстрелян в городе Ардатов, на берегу реки Алатырь, у Красного моста.

Так уж сложилось, что Ардатовская земля стала Голгофой для многих исповедников и мучеников прошлого века.

Тело расстрелянного священника охранник, кормивший батюшкиным хлебом своих детей, отдал его сыну (хлеб приносили отцу Владимиру, но до него он не доходил… голодно было…). Тайно батюшка был похоронен у алтаря Рождественской церкви села Барахманский Гарт.

До последнего времени о судьбе святого и его трагической гибели не знали даже внуки и правнуки.

Спустя почти 90 лет стараниями настоятеля Михайло-Архангельского прихода иерея Александра Никитина память о нем возвращена. Умирающая старушка открыла ему тайну: «в селе Барахман-Гарт рядом с алтарём Христо-Рождественской церкви похоронен отец Владимир Четверин». Храм был давно разрушен, но весной все равно удалось найти могилу, в которой были обретены нетленные мощи. Нетленными остались и нательный крестик, и святое евангелие, вложенное в руку святого.

Имя Владимира Четверина внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2006 года.

В сентябре 2007 года мощи святого были перенесены в собор святого Федора Ушакова в Саранске.

(Из открытых источников сети ИНТЕРНЕТ)