Панихида на могиле схиархимандрита Макария (Болотова)
16 мая епископ Козельский и Людиновский Никита совершил панихиду на кладбище села Нижние Прыски, где покоиться тело почившего в 2001 году схиархимандрита Макария (Болотова) и его многочисленных усопших духовных чад.
26 мая – день преставления блаженнопочившего старца.
После богослужения владыка посетил дом в селе Нижние Прыски, где последние годы жизни проживал отец Макарий. (Интересный факт – этот дом принадлежал священнику Преображенского храма Нижних Прысок и в нем часто, по пути из Оптиной пустыни останавливались практически все оптинские старцы).
СХИАРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ
Схиархимандрит Макарий (21.09.1932-26.05.2001) при Святом Крещении был наречен Виталием. Происходил он из древнего дворянского рода Болотовых, славного именами ревностных иноков и доблестных слуг государевых. Один из них, прадедушка старца Петр Павлович, был послан Александром I обживать Кубань. Так семья и обосновалась в южных краях страны.
Будущий подвижник рос в благочестивой многодетной семье. Детство его пришлось на труднейшие 30-40-е годы. В военное время, с уходом отца на фронт и госпитализацией матери, мальчик был вынужден стать опекуном своих маленьких сестер. В школе Виталия не потерпели, ибо уже с юности он отличался особым вниманием к духовной жизни. Уже тогда, будучи отроком, он сподобился дара прозорливости. Вместо светских наук мальчик стал постигать высшую грамоту – молитвы, постничества, смирения. И в этом ему помогали наставники – старцы. Едва ли не всех известных подвижников посетил он на протяжении своего земного пути, и от каждого набирался мудрости. Впоследствии батюшка окончил и Ставропольскую семинарию.
Еще в 1941 году Виталию был благословлен подрясник, а в 1946-м владыка Антоний (Романовский) тайно постриг послушника в иночество с именем Вифоний. Через два года молодой инок был принят в число братии Глинской пустыни. Однако перед закрытием обители старцы перенаправили молодых монахов в Почаев. В той славной Лавре инок Вифоний принял от рук архимандрита Севастиана (Пилипчука) постриг в мантию, с наречением имени Власий. На сем святом намоленном месте довелось отцу Власию пережить много скорбей от борцов с религией: расстрел, пытки, требования отречься от веры. Но исповедник был непреклонен, как скала. Лавру между тем ему пришлось покинуть, и с 1962 года монах находит себе приют в Воронеже у схиигумена Митрофана (Мякинина). В том же году о. Власий был рукоположен владыкой Сергием (Петровым) в иеромонахи. И уже в 1964 г. в Тбилиси митрополит Зиновий (Мажуга) совершил пострижение батюшки в Великую Схиму с именем Макарий.
В 70-х годах не одно место служения пришлось сменить многоскорбному скитальцу: Задонск, Ожога, Бурдино. Теперь уже как самостоятельный настоятель отец Власий собирал под свое крыло духовных чад. В селе Бурдино батюшка на приходе окормлял настоящий монастырь – более сорока монахинь. Число же подопечных мирян не поддается определению. Вознесенский храм процветал, в нем постоянно велись благоустроительные работы, что по тем временам было просто невообразимо. Однако и этому благоуханному саду судил Господь испытания: в 1979 г. батюшка был изгнан из села и лишен регистрации. Опального схимника принял в своей епархии архиепископ Винницкий Агафангел (Саввин). На притяжении шести лет служил отец Макарий в кафедральном соборе. Однако снова был вынужден сменить место по состоянию здоровья (сказались последствия Чернобыльской аварии).
Господь направил Своего страдальца возрождать Оптину пустынь. Только и эту обитель батюшка вынужден был покинуть. В Нижних Прысках, неподалеку от монастыря, старец купил домик, ветхий, но славный своей историей – в нем некогда останавливались оптинские старцы. Батюшка не просто восстановил, но и привел усадьбу в добротный вид. Здесь схиархимандрит Макарий провел свои последние годы. По имени своему, он был жизненный – энергичный, неунывающий; пламенный – горящий верой. Ни на минуту не оставлял молитвы, трудился и по хозяйству, и неустанно воспитывал дорогих чад. Несколько раз батюшка сподобился утешения в паломничестве на Святую Землю, на гору Афон.
На многотрудном пути старца все умножались телесные скорби, и только Божиим произволением жизнь теплилась в измученной плоти. Но, наконец, подорванное здоровье стало причиной преждевременного ухода в вечность. Сотни чад по всему миру в мгновение осиротели. Теперь память о дорогом отце приводит их на могилку. На скромное сельское кладбище спешат и те, кто при жизни не видел батюшку. По молитвам своим многие получают помощь и утешение.
Подготовлено по книге «Цвет Фиалка Луга Духовного»