Молитвы сделавших аборт слышит Богородица
В Феклиной пустыни под Козельском служат молебны перед новой иконой Божьей Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных»
В храме звучат молитвы, затем читают отрывок Евангелия от Луки о встрече Девы Марии и праведной Елизаветы, когда будущий Иоанн Креститель взыграл во чреве матери при встрече с Той, кто станет матерью Христа. Вокруг море женских голов: в норковых шапках, пуховых платках, легких цветастых косынках, замечаю один капюшон молодежного худи и ярко-желтую, модную шапочку.
Эти женщины (мужчины, впрочем, тоже присутствуют) в другой ситуации, наверное, никогда бы не собрались вместе. Сегодня их объединило одно: они молятся о своих когда-то не рожденных детях. С иконы смотрит Матерь Божия. Правой рукой она обнимает Младенца Христа, а левой – поддерживает ангела, который протягивает Господу душу погибшего ребенка, обвитую белыми пеленами.
Икона называется «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Она находится в Успенской Феклиной пустыни – небольшом монастыре в Калужской области, под Козельском. С осени 2020 года здесь еженедельно служат покаянные молебны о прощении тяжкого греха, и люди находят в этом поддержку, сочувствие и надежду на прощение.
Черты будущей иконы женщина, сделавшая аборт, разглядела на камне
«Хоть монахи и удаляются от мира, но все равно мы с ним соприкасаемся и видим, что творится вокруг», – вздыхает игуменья Успенской Феклиной пустыни Виталия.
Паломницы, из тех, что специально посещают монастырь ради образа и частицы мощей святой Феклы, которой молятся о даровании детей, бывает, каются, что ранее прерывали беременность, а теперь не могут родить. Приезжают и пишут письма матери дочерей, которые задумали сделать аборт, — просят «как-то помочь». Словом, о том, что в этой области требуется особая молитвенная помощь, в Феклиной пустыни задумывались давно.
А летом 2019 года в обитель неожиданно приехала группа паломников с Украины во главе с протоиереем Владиславом Софийчуком. В храме, где отец Владислав настоятельствует, еще с дореволюционных времен служат молебны для женщин, совершивших детоубийство и раскаивающихся в этом грехе.
А несколько лет назад, по благословению митрополита Киевского Владимира (Сабодана) была написана икона Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных».
История создания этой иконы необычна. Черты будущего образа прихожанка отца Владислава, Татьяна, однажды, во время прогулки, увидела на камне. Татьяна когда-то сделала аборт, затем пришла к вере и на приходе занималась помощью таким же женщинам. Когда она разглядела на простом придорожном камне совершенно ей ранее не известный образ Богоматери, она схематично зарисовала его, а позже образ был написан.
Иконописец тогда не взял за свою работу денег – сказал, что готов потрудиться во славу Божию, поскольку сам когда-то выжил чудом, его мать хотела сделать аборт.
Несколько иконок нового образа украинские паломники привезли в Феклину пустынь, рассказали о своей работе на приходе. «Тогда мы подумали, что это явный знак: нам тоже пора помогать людям осознавать этот грех и предотвращать его по мере сил, молиться об этом, — говорит матушка Виталия. — Хорошо, что такая икона есть в Киеве и там совершаются молебны, но и мы тоже на приходах и в монастырях России должны молиться.
Страна, в которой законодательно разрешено убивать своих детей, обречена на исчезновение с лица земли, и, как говорят старцы, многие скорби попускаются Богом именно за то, что кровь не видевших света младенцев вопиет об отмщении».
На написание иконы собирали средства всем миром, и 7 октября 2020 года, на престольный праздник в день памяти святой Феклы, в наполненном молящимися храме образ Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных» освятил епископ Козельский и Людиновский Никита. В октябре же состоялся первый молебен.
Сейчас молебен служат еженедельно по пятницам, а в последнюю неделю месяца переносят его на субботу, чтобы добраться в Феклину пустынь могли те паломники, которые по будням работают. Информацию всегда публикуют в инстаграме обители, там же, как правило, можно найти контакты паломнических групп – это удобно для тех, кто не может доехать в монастырь самостоятельно.
На первом молебне листы с текстом были словно обрызганы кровью
Икону Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных» разместили справа от алтаря в центральном приделе Успенского храма монастыря. Рядом с образом – место, где молятся и поют на клиросе насельницы. «Мы сначала боялись, не будут ли люди смущаться в нашем присутствии, но оказалось, что наоборот – получается молиться всем вместе», – рассказывают мне сестры.
Пока мы беседуем, в храме заметно прибавляется народу. Вначале чувствуется напряжение, пришедшие переминаются с ноги на ногу, перекладывают в руках свечи, отводят глаза. На икону смотрят издалека, подойти и приложиться не решаются.
У многих в руках небольшие красные книжечки с молитвенным последованием, которое после молебна можно читать уже дома. «К первому молебну мы еще не успели заказать их в типографии, и распечатывать текст последования пришлось на обычном принтере. Не понимаем до сих пор, как это произошло, но на бумаге оказались ярко-красные чернила, как будто все листы были забрызганы кровью», – вспоминают сестры.
В Феклиной пустыни рассказывают, что на молебнах перед новой иконой Богоматери не все молятся о собственном грехе. Есть такие, кто переживает за близких (уже отошедших в мир иной), есть и те, кто просто принимает эту проблему близко к сердцу и просит Матерь Божию о том, чтобы аборты прекратились. Но все же тех, для кого это личная история, полная переживаний, страданий и раскаяния – больше.
К середине молебна у многих на глазах слезы, к концу – плачут почти все. Когда подходит время делать земной поклон перед образом, а затем подойти к батюшке на помазание маслом от иконы, подходят и прикладываются все. Кто-то быстро, кто-то – подолгу разговаривая с Богородицей.
О чем молятся и плачут монахини
«О чем перед этой иконой молятся сестры?» – спрашиваю я игуменью. «Монах молится и плачет за весь мир, – отвечает матушка. – В монастырь приходят не только юные и невинные девицы, но и прожившие жизнь и бывшие замужем немолодые женщины.
Кто-то из них, к большой скорби, не избежал этого греха и, осознавая всю тяжесть совершенного детоубийства, молятся о своем прощении и вразумлении других, тех, кто находится в неведении. А те, кто сами не делали абортов, молятся о том, чтобы меньше в мире было этого греха, чтобы не убивали младенцев. Просим Матерь Божию, чтобы она как-то вразумила людей.
Это и скорбь по детям, которые не родились, и переживания за женщин, которые не стали матерями.
Молятся и о том, чтобы Господь помиловал, простил и облегчил страдания тем женщинам, которые пришли сейчас и каются. Но особенно мы просим за женщин, которые пока не понимают, что они совершили. Таких в миру, увы, очень много»
В монастыре признаются: начиная молебны, все осознавали, что тема эта деликатная, и нужно проявить максимум эмпатии к тем, кто решится сделать хотя бы робкий шаг навстречу покаянию.
Сестры рассказывают, что некоторые паломники сначала стесняются даже подойти к иконе, или, приближаясь, тут же убегают, едва разобрав ее название.
В лавке многие, покупая этот образ или прося дать им книжицу с молитвенным последованием, тут же спешат уверить: это не мне, знакомым.
«Мы всегда стараемся объяснить: эта икона появилась у нас не для того, чтобы укорить или устыдить кого-то, а для того, чтобы люди видели, что Матерь Божия скорбит и плачет вместе с нами, и мы можем просить Ее заступничества перед Богом.
Женщины приезжают к нам и рассказывают, мол, мы уже исповедовались, покаялись и все осознали, а все равно тяжело, что нам делать? Как раз для таких людей и совершаются эти молебны: чтобы они имели возможность как-то излить свою боль», – объясняют сестры.
Утешает кающихся и матушка Виталия. Часто после молебнов к ней выстраивается очередь из желающих побеседовать, и игумения уделяет внимание каждому.
Многим женщинам оказывается проще рассказать о своих переживаниях не мужчине-священнику, а монахине, это приносит облегчение.
«Конечно, жалко людей. Если человек искренне кается, его всегда очень жалко, – рассуждает матушка. – Знаете, ведь те, кто совершил этот грех, часто впадают в отчаяние, совершенно беспросветное и очень страшное. Особенно часто такое случается с теми, кто раньше совершенно не знал о духовных последствиях своего поступка. И здесь обязательно нужно утешить, напомнить, что единственный грех, который Господь не прощает – это грех нераскаянный».
Мужчины говорят: «Мы думали, нас это не касается»
Мужчины здесь тоже молятся, прикладываются к образу, подходят на помазание. Так было с самого первого молебна.
То, что представители сильного пола стали считать себя причастными к этой проблеме – большой прорыв, ведь еще совсем недавно было принято в этом грехе винить только женщин.
«Если женщина оказалась в уязвимом положении и не может положиться на своего любимого человека, или он ее предает, – конечно, она от отчаяния идет на грех аборта. Поэтому мужчин это тоже касается, – говорит иерей Алексий, служащий в Феклиной пустыни.
Большинство мужчин говорит: “Мы не знали, что тоже за это отвечаем. Мы думали, это нас не касается». Для многих оказывается новостью, что им тоже надо молиться о прощении. Подробно, конечно, мужчины в своих чувствах не открываются. И очень стесняются, у них очень велик страх осуждения, боязнь, что все сейчас увидят: вот он молится перед такой иконой».
Но пока в батюшкиной пастырской практике совсем мало случаев, когда мужчины каялись в этом грехе, честно говорили: я виноват в том, что девушка или даже жена сделала аборт. «Хотя помолиться с женами они, бывает, приходят», – уточняет отец Алексий.
Здесь не осуждают, а утешают
В Феклиной пустыни говорят, что выбрали именно этот образ для молебнов о совершивших аборт не только потому, что он единственный благословен священноначалием, но и потому, что очень уповают в этом деле на помощь Матери Божьей. «Она ближе к нам, к людям, и до последнего дает шанс, ждет нашего покаяния в этом грехе», – объясняют сестры.
«Многие нам потом говорят и пишут, что после молитвы и здесь, в монастыре, и дома, становится легче. Главное, не оставлять свою молитву, – говорит матушка Виталия, — молиться и каяться необходимо до конца жизни. Участие в молебне – один ли раз, или столько, сколько просит душа, должно быть искренним, не для галочки, мол, посетил, отстоял и «отмолил», теперь все в прошлом. Нередко однажды побывав на молебне и почувствовав для души большую пользу, женщины пишут в обитель, что хотели бы приехать еще».
Может быть, дело в том, что тут принимают всех с любовью, радостью и без осуждения, искренне желая помочь. А может быть, потому, что благодаря этим молебнам действительно в мире что-то незримо меняется. Матушка игумения рассказывает, что в Феклину пустынь регулярно приходят письма от женщин, похожие на подробные исповеди. Письма летят со всего света: в козельскую глушь пишут из Германии, Австрии, Швеции, Израиля, Греции, Канады, даже Австралии. И конечно, эти истории не могут не трогать.
«Господь даст, обязательно поеду еще раз в Феклину пустынь помолиться за нерожденных деток», – говорит паломница Е. и добавляет, что после молебна ощутила благодать на сердце и утешение.
Уже этим летом сестры планируют большой крестный ход с иконой по епархии, а пока что их инициативу подхватили в Козельске. В одном из монастырей в черте города вскоре тоже появится икона Богородицы, «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных», призывая к покаянию и утешению.