Митрополит Климент: Небескорыстные добрые дела

Митрополит Калужский и Боровский Климент: 03 Ноябрь 2020

Митрополит Климент: Небескорыстные добрые дела

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Небескорыстные добрые дела

Наверное, любой человек хотя бы изредка совершает поступки, которые можно назвать добрыми делами. Например, занимается с детьми, отстающими в учебе, выручает друзей или знакомых из сложной ситуации, помогает пожилым людям, прикладывает усилия для строительства храма.

Всегда ли то, что мы сами считаем добрым делом, является им на самом деле?

Если человек не может не помочь страдающему человеку, и не ждет за это похвалы, то это, действительно, добрые дела.

Однако бывает и так, что за благими на вид поступками скрывается желание получить выгоду. Самый распространенный вариант, когда человек совершает поступок ради общественного признания. «Не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, …они уже получают награду свою» (Мф. 6:2), — говорит Господь, обличая фарисеев, которые совершали добрые дела напоказ: жертвовали деньги на храм, молились, раздавали милостыню.

Есть и другие цели, стремясь к которым, человек подчас прикрывается добрыми делами. Приведу в пример такую ситуацию: женщина узнала, что сыну соседки нужен кружевной воротник для школьного спектакля. Женщина умела вязать и предложила свою помощь в изготовлении этой детали костюма. Помогала бесплатно. Соседка, конечно, была ей очень благодарна.

Буквально через день связавшая воротничок женщина попросила в течение недели отводить ее ребенка в школу. Еще через некоторое время она стала говорить, что ее племяннице необходимо перевестись в другой колледж. Соседка, сыну которой женщина связала воротник, как раз занимала высокую должность в одном из колледжей города. Все же повлиять на ситуацию она не могла, поскольку все места по необходимому направлению уже были заняты.

Когда соседка сказала об этом помогавшей женщине, та вознегодовала: «Я тебе помогла! Сама пришла и помогла! А ты что же, добро не помнишь?» Ее слова обнаружили подлинную цель любезного поступка: использовать положение другого человека в собственных интересах.

Молодой человек шел с лейкой к соседскому огороду. Его увидел проходивший мимо друг и удивился: «Дяде Толе летом помогаешь? Я тебя не узнаю!» «Это временно, пока сын деда из города не приедет, — открыл молодой человек приятелю. — Он, знаешь, кем работает? У-ух! Вот дед Толя расскажет, как я тут грядки поливал, Петр Анатольевич станет меня за помощь благодарить, а я так невзначай к нему на работу попрошусь. Точно не откажет! Я же его отцу помогал!»

Выяснилось, что «доброе дело» больше похоже на бизнес-стратегию. Радует в этой ситуации только то, что старику в эти дни, действительно, было легче следить за огородом.

Бывают даже такие ситуации: преподаватель с гордостью рассказывал о том, как помог дочери знакомых поступить на престижный факультет. Но никто не знал, как он помог девушке с не самыми высокими способностями пройти в вуз. Преподаватель поставил низкие баллы одаренным юношам и девушкам, которые долго готовились к экзаменам. Так мужчина лишил шанса на поступление тех, кто заслуживал этого гораздо больше. О каком добром деле может идти речь, если плодами поступка стали ложь и несправедливость?

Получается, что внешне доброе дело может иметь греховную мотивацию. А, как говорил священномученик Петр Дамаскин, «благое делание без правого намерения не может принести пользы». Следовательно, помимо самого поступка, добро определяется внутренним расположением человека. Без благого намерения сам поступок теряет ценность.

«…Если душа совершает добрые дела, то Дух Святый обитает в ней», — замечал преподобный авва Исаия. По этой причине верующему человеку стоит искать любую возможность совершать добрые дела. Делать их с одной целью — послужить Богу и ближним.

«Вечерняя Москва»

Twitter Нравится

  • Вперёд >

Оригинальная статья

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: