Митрополит Климент: Россия – чудо, данное нам Богом

Митрополит Калужский и Боровский Климент: 22 Сентябрь 2020

Митрополит Климент: Россия – чудо, данное нам Богом

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Россия – чудо, данное нам Богом

В нескольких строках передать то, что прозой пришлось бы рассказывать на многих страницах. И все же, как ни старайся, как ни владей пером, именно в поэзии всегда останется что-то недостижимое для прозаических строк.

Настоящие стихи – всегда о важном, и нередко – о главном.

Недавно, просматривая стихотворения лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимира Кострова, встретил такие у него строки:

Вотще томимся в ожиданьи чуда,

Все — президент, правительство, народ.

Но в лаковой обертке Голливуда

Из Вашингтона чудо не придет.

Огромен океан меж берегами,

Судьбу людей и жизни смысл деля.

Вы ждете чуда? Чудо под ногами —

Завещанная предками земля!

Стихотворение написано в первой половине 2000-х, но своей актуальности и современности оно не потеряло и в наши дни, несмотря на прошедшие годы. Главная же его мысль будет важна во все времена.

У нас всегда есть чудо – бесценный дар. Господь его уже давно даровал и сохраняет его для нас веками: завещанную нам предками землю. Завещанная – в этом слове слиты несколько значений. Это не только оставленная нам предками как наследство, которое переданное нам и предназначенная для нас. Еще слово «завещать» имеет значение «передавать свою волю» (например, завещал продолжить эти труды; завещал хранить мир; завещал помогать бедным). Наши предки, бережно сохранив родную землю, завещали нам ее и в этом смысле: чтобы мы продолжили ее беречь, защищать, возделывать, украшать. Мы должны помнить, что все, что мы имеем, дано нам как работникам виноградника, и как его слугам, и когда придет Хозяин, то спросит с нас, как мы его возделывали, как мы полученное нами использовали? (Мф. 21:33–46; 25:14–30)

Многие поколения наших предков трудились в этом винограднике, и имеют моральное право ждать от нас самого лучшего отношения к родной земле и искренней любви к ней. Не имея никакой современной техники, они год за годом осваивали ее просторы, возделывали ее, возводили на ней прекрасные храмы, красивейшие обители. Они берегли свою землю. Напомню, что такого исключительно потребительского отношения, какое мы видим в современности, до этого не было. Не загрязняли реки и озера, не губили целые виды растений и животных, не отравляли воздух так, что самим непонятно, чем же теперь дышать. Раз за разом отстаивали ее, свою родную землю, завещанную им их, от нас еще более далекими, предками, в борьбе с врагом. Если временно приходилось отступить и уступить, не сдавались до конца, накапливали силы и прогоняли врагов со своей земли. Эта земля бережно передана нам, потомкам. Наша земля – Россия – это чудо, данное нам Богом. Незаметное, каждый миг существующее чудо.

Мы очень часто ждем чуда внешнего. Далеко не всегда из Вашингтона или из Голливуда – в разные времена по-разному, – но чуда все-таки внешнего. То нам кажется, что можно было бы многое заимствовать из опыта какой-то страны и перенести на нашу почву. То мы рассчитываем, что новая методика, разработанная каким-нибудь известным или не очень знаменитым педагогом-психологом, но кем-то признанная эффективной, поможет решить сразу все проблемы образования, работы с молодежью и взаимодействия поколений во всех их проявлениях, поможет справиться со всеми возрастными кризисами, особенностями характера и развития. Порой мы уповаем на то, что новые открытия какой-нибудь медицинской лаборатории сразу, как по мановению волшебной палочки, решат проблемы со здоровьем и продлят всем жизнь. А наша привычка искания выходов, решений в чем-то внешнем, привнесенном, стараться опираться на что-то пришедшее из-за рубежа, давно известна и вызывает большое сожаление.

Но мы должны понять, что никто и никогда не принесет нам готового решения наших проблем, будь то они глобального масштаба или личные. Мы должны помнить народную мудрость, где бесплатный сыр.

Улучшить что-то в своей жизни по-настоящему мы можем одним путем: чувствуя свою ответственность перед Богом, честно, добросовестно трудиться на нашей земле. Речь идет не о том, что это должен быть труд на земле в прямом смысле слова. Безусловно, не должен каждый житель страны сделаться земледельцем, садоводом, заниматься животноводством. Но вот каждый может бережно относиться к окружающему нас миру: навести порядок перед своим домом, посадить там несколько деревьев, устроить клумбу для цветов, не засорять лес мусором, и наш мир заметно преобразиться. И не только мир природы преобразиться, но люди станут заметно добрей и приветливей, а главное, мы выполним заповедь о любви к творению Божию.

Если же вернуться к труду на земле, то, повторюсь, речь не о том, что каждый должен начать заниматься крестьянским трудом. Каждый должен добросовестно трудиться в той сфере, где он приносит пользу своему народу, людям, живущим рядом, и в той области деятельности, где он является профессионалом. Хороший врач, аккуратная санитарка, доброжелательная воспитательница, толковый инженер, искусный резчик по дереву, честный продавец, талантливый художник – все они могут и должны работать во благо родной земли.

И если мы будем помнить, что главное чудо – завещанная предками земля – у нас под ногами, что она с нами каждый миг, то и будем знать, что нам не нужно ждать чудесных решений от кого-то. Господь, давший нам эту землю, не оставляет нас. А мы должны делать то, что от нас зависит: честно трудиться и беречь свою землю. И твердо помнить: мы ответственны за Россию перед Богом, памятью предков и потомками.

«Вечерняя Москва»

Twitter Нравится

  • Вперёд >

Оригинальная статья

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: