Митрополит Калужский и Боровский Климент: Успение Пресвятой Богородицы

Митрополит Калужский и Боровский Климент: 28 Август 2020

Успение Пресвятой БогородицыМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин):

Успение Пресвятой Богородицы

Жизненные пути людей многоразличны, и так же неодинаково они оставляют этот мир. Телесная смерть является итогом жизни земной, но за ней следует начало иного бытия, вечного, которое зависит от того, как человек жил.

В понимании Православной Церкви земная жизнь человека является подготовкой к жизни будущей. С годами тело ослабевает, но дух человека остается бодрым, приготовляясь для новых свершений. Святые отцы учат, что истинное Отечество – в будущем веке, а земная жизнь – лишь временное наше пристанище. Именно поэтому такое большое внимание в своих трудах они уделяют подготовке к будущей жизни. Святой Николай Кавасила сравнивает земную жизнь с нахождением ребёнка в утробе матери. Подобно тому, как у младенца формируются органы для внеутробной жизни, у человека во время его земной жизни формируются качества души, необходимые для жизни Небесной. И подобно тому, как младенец, ещё находясь в утробе матери, способен ощущать воздействия внешнего мира, так и Жизнь вечная ощущается и проявляется в жизни земной. Когда наступает срок, младенец уже не может жить как прежде, ему нужно родиться на свет. Ребёнку спокойно и хорошо в утробе матери, но, родившись, он открывает для себя новый мир. В этом смысле смерть также является рождением в иную жизнь.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы напоминает нам о том, что смерть становится итогом жизни земной и дверью в Жизнь вечную.

Жизнь Божией Матери отличалась от жизни простых людей. С детства Она была посвящена Богу, воспитывалась при Иерусалимском храме, сохраняя поистине небесную чистоту. По словам святителя Амвросия Медиоланского, Божия Матерь была девой не только телом, но и духом. Соблюсти чистоту тела возможно и обычному человеку, это не так сложно, как сохранить в чистоте душу, защитить ее от греховных помыслов. И душа Пресвятой Девы была чиста и невинна, а также исполнена смирения, которое она проявляла на протяжении всей своей жизни. Но самой главной Её особенностью была любовь к Богу. Именно за любовь, смирение и чистоту Она была избрана Господом, чтобы воспринять от Неё человеческую природу, подобную нашей.

Согласившись стать Матерью Спасителя, Пречистая приняла и всю свою многотрудную жизнь: и путешествие в Вифлеем, и рождение Младенца Христа в вертепе, и бегство от злобы Ирода в Египет, и ненависть элиты общества к Её Божественному Сыну, и самое страшное для Матери – Его распятие на Кресте. Исполнились слова праведного Симеона Богоприимца «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Но все переживания, страдания и тяготы Она смиренно «слагала в сердце Своем» (Лк. 2, 19).

По Воскресении и Вознесении Христа Пресвятая Дева была утешением для апостолов, духовно поддерживая их. Когда апостолы разошлись с проповедью Евангелия в разные страны, Она осталась жить в доме апостола Иоанна Богослова. Пребывая в молитве и чтении Священного Писания, проявляя попечение о больных и нуждающихся, Она готовилась к встрече с Богом, но уже в вечности. Жизнь Той, Которая удостоилась стать Матерью Божиего Сына, не могла иметь обычного конца. Ее переход в вечность стал чудом Господним.

Успение Пресвятой Богородицы

Церковное предание говорит, что конец земной жизни Ей возвестил архангел Гавриил. Чудесным образом из разных мест у смертного одра Пресвятой Девы собрались все апостолы, чтобы проститься с Ней. Горница, где находилась Божия Матерь, внезапно наполнилась светом столь ярким, что даже не было видно границ пространства, и Сам Христос принял к Себе Её чистую душу. Без страданий, как бы в легком сне Пречистая Дева Мария перешла из земной жизни в вечность. Лицо Её сияло, а помещение наполнилось благоуханием. Погребальная процессия сопровождалась чудесами, тело Божией Матери было погребено в Гефсиманском саду среди многовековых оливковых деревьев.

Один лишь апостол Фома не присутствовал на погребении Пресвятой Богородицы. В Иерусалим он прибыл на третий день после Её кончины. Апостолы, чтобы дать ему возможность проститься с Пресвятой Девой, проводили его к пещере, где была погребена Пречистая, а когда открыли гроб, то он оказался пустым – тела Божией Матери там не было. Святитель Григорий Палама пишет: «Если душа, имеющая благодать Божию, оставляя земное, возносится к небу, как это стало ясно из многих примеров, то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Сего Единородного и Предвечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его?». Таким образом, не только душа, но и само тело Божией Матери было взято на Небо.

Пресвятая Дева, будучи рожденной от смертных родителей, приняла естественную человеческую кончину, но Её смерть, скорее, была успением, неким отдохновением от земных трудов, за которыми последовала Вечная Жизнь. За любовь к Богу, смирение и чистоту Она удостоилась величайшего прославления как на земле, так и в Царствии Небесном. Её почитают многие народы, Её прославляют на множестве языков, в Её честь строятся храмы в разных частях света. Как и прежде, Пресвятая Дева не оставляет страждущих людей, обращающихся к Ней за помощью.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Православная Церковь вспоминает чудесное Её восшествие к Богу. В храмах для почитания верующими износится плащаница с изображением Пресвятой Девы. В этот день мы как бы встаём среди апостолов у одра Божией Матери и приносим Ей свои благодарственные молитвы, прославляем и величаем Её особенную добродетельную жизнь, за которую Она была удостоена вознесения в Небесные обители.

Праздник Успения напоминает нам, что, если человек живёт на земле с Богом, предвкушая Небесную жизнь, то после смерти, как бы после некого успения, он рождается для Жизни вечной, удостаиваясь вечного пребывания с Богом.

Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"

Twitter Нравится

  • Вперёд >

Оригинальная статья

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: