Представители Козельской епархии приняли участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

86

29 января 2025 года в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности».

От Козельской епархии в работе секции приняли участие: архимандрит Михаил (Семенов) – наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь, настоятельница женского монастыря в честь святых Жен-мироносиц игумения Иоанна (Павлова) и монахиня Николая (Александрова), и.о. настоятельницы Свято-Успенской Феклиной пустыни.

В президиуме пленарного заседания находились: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

Открывая работу монашеского форума, митрополит Павел передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и напомнил, что Рождественские чтения стали удобной площадкой для братского общения и обсуждения важных проблем монашеской жизни.

В ходе работы направления были представлены доклады, касающиеся различных аспектов монашеской жизни через призму истории и подвижников веры и благочестия.

В докладе, посвященном 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, рассмотрев различные периоды жизни святителя, показал, как проявлял себя будущий Предстоятель Церкви в общении с людьми, исполняя церковные послушания. В докладе был озвучены основные вехи жизни святителя, его непрестанный труд и забота о пастве в трудное для страны время.

Комментируя выступление архимандрита Тихона, заместитель председателя СОММ, игумения Иулиания отметила, что работа монашеского направления Рождественских чтений проходит рядом со зданием, где располагалась больница, в которой окончил в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы свой земной путь святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Матушка также рассказала, что Патриарх Тихон служил в Зачатьевском монастыре и молился перед иконой Благовещения, которую передали ему сестры Зачатьевской обители.

Подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» был затронут на секции “За други свояˮ, которую открыл  председательствующий – митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Предваряя выступления докладчиков, Его Высокопреосвященство сказал, что Великая Отечественная война совершила переворот в отдельных судьбах и в истории России в целом и выразил надежду, что свидетельства о том, как монахи вместе со всем народом несли тяготы войны и полагали души свои за друзей своих, будут для слушателей полезным уроком, в том числе в осмыслении нашего непростого времени.

Был зачитан доклад  митрополита Псковского и Порховского Матфея, наместника Успенского Псково-Печерского мужского монастыря «Подвиг монашествующих Свято‑Успенского Псково‑Печерского монастыря и православной миссии на Псковщине во время Великой Отечественной войны». Владыка хронологически подробно рассказал об обстоятельствах, в каких оказался древний монастырь в 1941 году во время оккупации и об отце настоятеле игумене Павле (Горшкове). Во многом благодаря стойкости отца Павла, твердости его веры и сострадательности монастырь продолжал богослужения и проповеди, помогал престарелым, больным, военнопленным. В свое повествование владыка Матфей включил и много других сведений – о деятельности Псковской миссии, о фронтовиках, ставших насельниками обители и о ее легендарном настоятеле архимандрите Алипии (Воронове). Было рассказано также о судьбе монастырских святынь и церковных ценностей, вывезенных из ризницы немцами и возвращенных спустя много лет.

Следующее выступление – игумении Сергии (Вотриной), настоятельницы Спасского монастыря города Ульяновска Симбирской епархии было озаглавлено “Они приблизили Победу”. Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны – ульяновский период» и посвящено знаменательному эпизоду в истории старинного Симбирска (Ульяновска), когда он в 1941-1943 годах стал центром духовной жизни страны благодаря пребыванию в городе руководства Русской Православной Церкви.

Епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в докладе «Братия Оптиной пустыни – защитники Отечества» рассказал о подвиге оптинских монахов во время войн XIX и XX веков, а также о том, как осмысливали Оптинские старцы современные им войны.

Воспоминаниями о митрополите Калининском и Кашинском Алексии поделился с собравшимися игумен Дамаскин (Леонов), наместник Старицкого монастыря Тверской епархии.

Игумения Мария (Гурвич), настоятельница Покровского женского монастыря в поселке Колывань Новосибирской епархии обобщила в своем докладе свидетельства заступничества и помощи святых в Великую Отечественную войну.

Последний доклад секции – об уральской монахине, которая прошла сквозь огонь войны и явила пример веры, мужества и упования на Бога, представила монахиня Евстафия (Морозова), насельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга.

Доклад епископа Сергиево-Посадского Кирилла, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Отечество Небесное и Отечество земное: духовное осмысление патриотизма монашествующими» зачитал насельник Лавры, иеромонах Нектарий (Соколов).

Далее в рамках работы монашеского направление состоялось обсуждение проекта документа «О неисходном пребывании монашествующих в обители своего пострижения и о принятии в монастырь братий/сестер, уже имеющих постриг», разработанного Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества совместно с Синодальным отделом по монастырям и монашеству; были заслушаны вопросы и комментарии участников. Документ представил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

Затем состоялось вручение Представлений на право реализации базового богословского образования для монашествующих Русской Православной Церкви, а также документов об аккредитации уже действующих курсов.

После перерыва состоялась тематическая дискуссия, озаглавленная «“Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бываетˮ (свт. Тихон Задонский). Духовный подвиг монашествующих как путь к победе», под председательством архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта.

Епископ Сергиево-Посадский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в своем выступлении на тему «Опыт духовного окормления воинов в условиях СВО» отметил, что минувший 2024 год был ознаменован качественным и количественным ростом присутствия военного духовенства в зоне боевых действий. Порядка 1500 священнослужителей сегодня вовлечены в это важное дело, 35000 бойцов приняли святое Крещение. Волонтёрское движение, в котором принимают участие сестричество необходимо дополнить служением братства, которое нужно создавать на базе приходов и епапрхий.

Далее слово было предоставлено архимандриту Варлааму (Максакову), наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря Уфимской епархии. Отец Варлаам предложил размышление на тему «Последствия отступления от Бога и отсутствия духовного подвига», сразу задав высокую точку отсчета утверждением: «Духовный подвиг каждого монашествующего в отдельности и всех монашествующих в целом влияет на ход событий всей мировой истории»

Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря в докладе «Подвиги, победа и венцы в византийской и патристической традиции» в качестве эпиграфа привел слова святителя Тихона Задонского: «Венец без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает». И предложил проследить цепочку, которую в своих рассуждениях выстраивают многие святые отцы: враги провоцируют брань, брань сопровождается подвигом, подвиг приводит к победе, а победа приводит к венцу.

Иеромонах Мелхиседек (Скрипкин), насельник Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, начал свое выступление, опираясь на то, как была озаглавлена предложенная дискуссия: наша победа состоит в одолении собственных грехов и страстей с Божией помощью, венец же победы – приобщение благодати Святого Духа, которое способствует преображению окружающего мира, о чем есть известное высказывание преподобного Серафима Саровского. Далее отец Мелхиседек рассмотрел препятствия, которые нужно преодолевать, и невидимых врагов, с которыми необходимо вступать в битву, совершая подвиг стяжания благодати, а также «оружие», помогающее в этой борьбе.

Игумения Смарагда (Зыкова), настоятельница женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (Алапаевская епархия) представила развернутый доклад на тему: «Духовная брань. Что пишут святые отцы о доспехах, оружии и броне для монашествующих».

Настоятельница Свято-Успенской Николаевской обители игумения Анна (Морозова) рассказала собранию о том, как живет монастырь, основанный схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Донецкой области. С марта 2022 года до сентября 2024 обитель находилась на линии боевого соприкосновения до тех пор, пока российскими войсками не была отодвинута линия фронта. За это время монастырь регулярно подвергался обстрелам противника, были разрушены все помещения, разбиты коммуникации. Насельники остались в монастыре ради совершения богослужений, чтобы на первой линии фронта, в месте смерти и скорби, не угасала молитва. В июле 2024 года противник заминировал магнитными минами все дороги, ведущие к монастырю, на несколько месяцев обитель оказалась в блокаде, лишившись возможности получать хлеб и топливо. Однако, преодолевая внешние лишения, а вместе с тем и страх насилия, смерти, потери близких, насельники продолжали вести монашескую жизнь в разрушенной обители. Монастырь стал местом, где многие военные находили поддержку и утешение, ведь они могли в любое время прийти в храм, чтобы помолиться о своих боевых товарищах, принять таинство Крещения, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин перед тем, как идти в бой, который мог стать последним в их жизни. В завершение своего выступления матушка выразила надежду на возрождение монастыря и воссоединение всех насельников, которые были вынуждены эвакуироваться. Монахини верят, что с Божией помощью обитель будет восстановлена, и в ней снова воцарятся мир и покой, и именно эта вера, по словам матушки, дает силы жить и молиться, несмотря на все испытания.

Каледа Василий Глебович, д.м.н., заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук (ФГБНУ НЦПЗ) по развитию и инновационной деятельности в своём докладе обратил внимание, что одним из важнейших критериев психического здоровья является отношение к послушанию. «Для выздоровления нужно бывает потрудиться, – сказал в завершение Василий Глебович, – но, как врач, могу сказать, что часто, когда за больного молятся, когда его принимают в монашеской общине, лечение приносит хорошие результаты».

По окончании выступлений архиепископ Феофилакт предложил участникам собрания задать вопросы президиуму. На вопросы из зала ответил митрополит Луганский Пантелеимон.

В завершение заместитель председателя СОММ, игумения Иулиания выразила от имени собравшихся благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения важных тем монашеской жизни, а также поблагодарила участников за плодотворную работу.

По данным регистрации, на мероприятиях направления присутствовали 504 участника, в том числе 22 архиерея, 99 архимандритов и игуменов монастырей, 49 иеромонахов, 109 игумений, а также 67 насельников монастырей и 38 благочестивых мирян из 143 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Среднеазиатского митрополичьего округа, епархий новых территорий.

Рождественские чтения стали удобной площадкой для братского общения и обсуждения важных проблем монашеской жизни.