В городе Козельске состоялось пленарное выездное заседание XXVII Богородично-Рождественских образовательных Чтений Калужской митрополии

216

25 сентября в городе Козельске прошло пленарное выездное заседание XXVII Богородично-Рождественских образовательных Чтений Калужской митрополии.

Участников мероприятия радушно встречал большой зал Козельского культурно-досугового центра.

Традиционно Богородично-Рождественские чтения Калужской митрополии являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений, которые запланированы в Москве в январе 2025 года и пройдут уже в 33-й раз.  Тема Чтений в этом году приурочена к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, которая будет отмечаться в 2025 году. А также к празднованию юбилейных дат: 100-летию со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и  225-летию Калужской епархии.

За годы проведения Богородично-Рождественские чтения стали основным региональным мероприятием, направленным на совместное обсуждение перспектив взаимодействия Русской Православной Церкви с государством и обществом по ключевым вопросам современности. Главной задачей Чтений является созидание будущего на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе семейных, защита традиционной культуры и исторической памяти в условиях глобальных вызовов современности. В рамках Чтений работают 16 направлений взаимодействия Церкви и государства, на площадках которых актуализируется молодёжная тематика, историческое просвещение и духовный опыт поколений.

По решению Архиерейского совета Калужской митрополии и по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Калужского и Боровского Климента Чтения проходят в Калужской  области в этом году более месяца, в период с 15 сентября, начиная с празднования Калужской иконы Божией Матери, по  25 октября когда также празднуется этот образ Пресвятой Богородицы. Тема Чтений в этом году: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: ПАМЯТЬ И ДУХОВНЫЙ ОПЫТ ПОКОЛЕНИЙ».

В работе выездного заседания Богородично-Рождественских Чтений традиционно принимают участие представители духовенства, органов власти, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений, представители родительской общественности, старшеклассники из 7-ми муниципальных районов Калужской области, входящих в Козельскую епархию. Выездные заседания Козельской епархии проводятся поочередно в Козельске и Людиново.

Заседание началось молитвой, а затем юнармейцами-знаменосцами состоялся вынос государственного флага Российской Федерации, флага Калужской области и флага Козельского района и прозвучал гимн России.

Далее к собравшимся с приветствиями обратились Управляющий Козельской епархией епископ Козельский и Людиновский Никита и Глава администрации муниципального района «Козельский район» Елена Викторовна Слабова.

Владыка Никита, во внимание к трудам на ниве просвещения вручил памятный знак 10-летия Козельской епархии Мартьяновой Людмиле Васильевне сотруднику Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, методологу, продюсеру запусков онлайн-обучения.

Затем состоялся показ фильма «Стратегия победы. Духовный опыт поколений», который был снят специально для заседания православным режиссером-документалистом Владимиром Новиковым из Подольска.

Далее для подробного раскрытия темы Чтений прошли встречи на рабочих площадках:

Площадка №1 — круглый стол для священства, руководителей образовательных учреждений, завучей школ, муниципальных координаторов.

Площадка №2 – методический семинар для педагогов.

Площадка №3 – Урок мужества для учащихся, который закончился интересной экскурсией в Козельском краеведческом музее, где была раскрыта история четырех войн – от героической обороны Козельска от хана Батыя в 1238 году, до СВО.

Приветственное слово епископа Козельского и Людиновского Никиты на открытие выездного заседания XXVII Богородично-Рождественских Чтений в городе Козельске.

25 сентября 2024 года.

Тема Чтений: «Великая Победа: память и духовный опыт поколений»

Всечестные отцы, братья и сестры, дорогие участники Чтений!

Сердечно приветствую вас на богохранимой Козельской земле!

Тема Чтений выбрана промыслительно: в преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, сегодня — в условиях проведения специальной военной операции, когда нашему российскому народу вновь приходится отражать вражескую агрессию, перед лицом угрозы возможной новой мировой войны всем нам важно задуматься о духовных ценностях. Именно с опорой на них наши отцы, деды и прадеды не раз выдерживали жестокие испытания.

Сейчас нам нужно в очередной раз осмыслить, каждому из нас лично понять: каковы истоки героизма русского народа, истоки такой удивительной жертвенности, такого мужественного сопротивления? И вот здесь не обойтись без понимания великого христианского наследия, без понимания роли православных христианских архетипов русского сознания. Почему православное христианство всегда воспитывало и воспитывает победителей?

Христос умер за все человечество и искупил всех нас Своею Честною Кровью. Его Жертва действенна для всех людей, кто желает к ней приобщиться. В христианстве Подвигоположник — Сын Божий, высший пример подвига – Сам Господь Иисус Христос. Вот почему, когда русский человек идет на подвиг, он повторяет подвиг Спасителя, полагая душу свою за други своя. Даже в самом страшном бою среди русских воинов всегда находился тот, кто вставал и шел отважно в атаку, бесстрашно глядя смерти в глаза. И за ним, словно за восставшей совестью поднимались из окопов все остальные воины, потому что на Руси следом за способностью к подвигу, рядом с самопожертвованием всегда идет соборность, надежное братское плечо.

Вспомним, что Россия искони созидалась жертвой ее сынов и дочерей, начиная со времени Крещения Руси. Величие и сила нашей Родины искони взращивалось благородной жертвенностью и силой духа тех, кто отстаивал Русь от печенегов и половцев, кто бился с неприятелем на льду Чудского озера, на Куликовом поле, кто освобождал Москву в 1612 году, кто устоял против великой армии Наполеона в 1812-м под Бородино. И это также справедливо и в отношении тех, кто сражался на полях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нес свой крест в блокадном Ленинграде, трудился в тылу на заводах и нивах, сражался в партизанских отрядах — повсюду, каждый на своем месте, кто как умел личными усилиями, потом, кровью и молитвой ковал Великую Победу.

Великая Отечественная война выявила глубокие христианские устои в сознании русского народа: самоотверженность, готовность положить душу свою за други своя, терпение и способность «носить тяготы другу друга», общинность, духовную твердость перед лицом испытаний. И из раза в раз победа была венцом этих усилий. Православный христианин твердо знает, что дух и волю к победе посылает Сам Господь. По словам архимандрита Кирилла (Павлова), героя Великой Отечественной войны, именно Бог посылал в сердца воинов мужество и жертвенность, а полководцам мудрость и умение. Нам доступны многие свидетельства очевидцев о чудесной помощи Божией на фронтах Великой Отечественной. И мы также отчетливо понимаем, что этим же Небесным руководством и заступничеством объясняется то, что на войне всегда находится место чуду.

Сегодня нам важно помнить слова ветеранов, прошедших невероятные испытания в Великую Отечественную, стоявших не раз на пороге смерти, но выживавших благодаря молитве близких и помощи Божией. Их слова звучат как завещание нам. Вернувшись с войны, не раз чудесно спасенные, они говорили единодушно и уверенно: «Верую и знаю, что Бог есть и людям помогает».

А сегодня мы слышим такие же слова от воинов — участников специальной военной операции… И это свидетельства Божии, обращенные ныне к нам, чтобы мы помнили и обращались к духовному опыту поколений отцов и дедов. И чтобы не просто помнили, а применяли к действию.

Осмысливая духовное наследие Великой Победы важно понимать, что в Великой Отечественной войне в 1941–1945 годах было не просто противостояние фашизму и нацизму. Это было гораздо большее — происходило противоборство цивилизаций между Россией и Европой, которая, по словам святителя Николая Сербского, «умна брать, но неумна отдавать, умна убивать, но неумна животворить». Великая Отечественная война стала противоборством цивилизации Правды и цивилизации потребления. И Господь в те годы был с Россией и с русским солдатом, который спас Европу от нее же самой и освободил ее на тот момент не только от фашизма, но и от чумы духовного самоуничтожения.

Сегодня мы являемся очевидцами того, как история повторяется. Вот почему нам важно не относиться к Великой Победе как к чему-то далекому и прошедшему, но взирая на духовный опыт ее героев, самим возрастать в духовной крепости и благочестии, чтобы, укрепляясь героическим примером того поколения русского народа-победителя и самим ныне уподобляться прадедам в их духовной щедрости, человеколюбивой активности и жертвенности, дабы и ныне  сберечь Россию и передать детям ее традиционные ценности, укорененные в основе своей в христианстве.

Сегодня, в рамках выездного заседания Богородично-Рождественских чтений, мы собрались для важного дела — духовного осмысления наследия Великой Победы, которую вынес на плечах из горнила испытаний могучий русский народ. Несмотря на то, что в составе армии, защитившей Советский Союз и практически всю Европу от немецко-фашистских захватчиков, были представители всех народов, населявших нашу необъятную Родину, мы все равно называем эту Великую Победу победой русского народа. Потому что в основание этой Победы положены именно те вечные христианский ценности, которые как вечные скрепы несет и по сей день православный русский народ-Богоносец.

Молитвенно желаю всем участникам нашего выездного заседания помощи Божией. Пусть благими плодами сегодняшнего мероприятия станут общие добрые дела, направленные на укрепление в вере и любви к Богу и Отечеству. А результаты этих добрых свершений послужат делу благого воспитания подрастающего поколения.

Благословение Божие всем участникам чтений. Храни вас Господь.