Престольный праздник в Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги

665

16 июня 2019 года, День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздничные богослужения прошли в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Божественную литургию на престольный день совершили митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии и епископ Козельский и Людиновский Никита.

Архипастырям Калужской митрополии сослужили: протоиерей Антоний Хатунцев, иерей Максим Лихонин — ключарь собора, иеромонах Василий (Скоренко) — проректор Калужской духовной семинарии по воспитательной работе, иеромонах Иоанн (Король), протодиакон Алексий Хамтеев, протодиакон Сергий Комаров, диакон Константин Штанкевич, диакон Тимофей Карпенко.

На сугубой ектенье были произнесены особые прошения «о единстве Святого Православия», после чего глава Калужской митрополии вознес молитву о мире на Украине.

Богослужебные песнопения исполнили хор Калужской духовной семинарии и хор Калужского духовного училища.

Проповедь перед причастием произнес воспитанник III курса Калужской духовной семинарии Иоанн Орлов.

По завершении Литургии митрополит Климент и епископ Никита в сослужении духовенства совершили Великую вечерню с великим прокимном «Кто Бог велий..» и чтением коленопреклонных молитв. Вечерня закончилась славлением праздника и кроплением верующих святой водой.

По окончании всех молитвословий владыка Климент поздравил свою паству с Днем Святой Троицы и престольным праздником собора:

«Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22,37). То есть наша вера должна всецело охватывать всю нашу жизнь. Человек должен жить по принципу: я и Бог, так, что все совершающееся в его жизни, все окружающее его – работа и близкие, сослуживцы и случайно встретившиеся люди, должно восприниматься им как средство соединения с Богом, стяжание благодати Духа Святого.

Мы живем в такое время, когда Бог все сделал для нашего спасения. День Святой Пятидесятницы – завершающий праздник домостроительства нашего спасения. Со стороны Бога к спасению добавить больше нечего. Теперь все зависит от нас. Все средства со стороны Бога нам открыты: ради нашего спасения Бог Отец дал Своего Сына, Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, послал нам Духа Святого, о Котором предрекал апостолам: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне».

Дух Святой непрестанно взаимодействует внутри Церкви с каждым христианином. И наша задача – откликаться на его действия. Не знаешь, как откликаться, – бери и читай Евангелие и книги святых отцов. И тогда потихоньку, шаг за шагом, станет понятен путь жизни».

***

Почему Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которая следует на Троицу за Литургией, совершается сразу, не дожидаясь вечера?

Того требует Устав Церкви (в Типиконе сказано: «Знаменует (то есть ударяет в колокол) ранее последования ради коленопреклонения»), это отражение нетерпения человека — помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного вознесшимся Иисусом сошествия Духа.

У великой вечерни несколько уникальных особенностей. В мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация — это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая — после великого прокимена («Кто Бог велий…»), вторая — после сугубой ектении «Рцем вси…»); после второй части поется «Сподоби, Господи» и затем уже третья часть. В первой части воспевается домостроительство нашего спасения, и она, действительно, покаянная («…услыши ны, вонь же аще день призовем Ти, изрядне же в день сей пятдесятный…»). Вторая часть — это молитва о нашем обновлении Духом Святым («…светом Духа просветихомся и прелести якоже тьмы изменихомся…»), а третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших: «…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…».

В самом конце вечерни — третья из ее особенностей — длинный особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый…». В его вводной весьма пространной фразе воспеваются все спасительные действия Бога, начиная с воплощения, заканчивая крестной смертью и посланием Духа. Этот отпуст подводит итог всему искупительному действию Господа.